Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Кочергиной Т.В., Грибовой Е.Н., при ведении протокола помощником Астаховой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 июля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 2021 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N ***, расположенного по адресу: ***, общей площадью 1500000 кв.м.; установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны РФ об обязании заключить государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N ***.
Исковые требования мотивированы тем, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся от 20.12.1952 N 001903/40, для государственной надобностей выделен земельный участок площадью 1 500 000 кв.м. (150 га), расположенный близи ***, ранее находившийся на балансе ФГКЭУ "***" Минобороны РФ в составе военного городка N *** войсковой части ***. В соответствии с приказом Минобороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства Обороны РФ" ФГКЭУ "***" Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ с передачей на баланс управления объектов недвижимости, в том числе и названного участка площадью 150 га. Надзорными мероприятиями установлено, что границы земельного участка площадью 1500000 кв.м. (150 га) военного городка N ***, расположенного близи п***, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него не произведена.
Ссылаясь на нарушение ответчиком требований действующего законодательства и угрозу безвозвратной утраты земель обороны, истец просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в течении 2021 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N ***, расположенного по адресу: ***, общей площадью 1 500 000 кв.м.; установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
Прокурор Шишкин М.С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Минобороны РФ в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Министерства обороны РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Шишкина М.С, полагавшего решение законным и обоснованным, представителя ответчика Виноградова П.А, просившего об отмене постановленного судом решения на основании доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в части установленного ответчику срока для заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ, установления границ земельного участка с составлением межевого плана, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет недвижимости и государственной регистрации прав собственности Российской Федерации, а в остальной части подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако решение суда этим требованиям в полной мере не отвечает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
Проверкой установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся от 20.12.1952 N 001903/40, для государственной надобностей выделен земельный участок площадью 1 500 000 кв.м. (150 га), расположенный близи ***, ранее находившийся на балансе ФГКЭУ "***" Минобороны РФ в составе военного городка N *** войсковой части ***.
Ввиду того, что до настоящего времени кадастровые (землеустроительные) работы по установлению границ земельного участка не проведены, земельные участки, граничащие с земельным участком площадью 150 га военного городка N ***, без каких-либо ограничений могут выделяться муниципальным органам власти Московской области третьим лицам под строительство, размещение садовых участков, кооперативов и производственных площадей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.09.2020 N 444 -Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации" выполнение указанных выше функций возложено на Департамент и его структурные подразделения.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" *** Минобороны России реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, Управление) с передачей на основании передаточного акта на баланс объектов недвижимого имущества, в том числе вышеназванного земельного участка.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что границы земельного участка площадью 1500000 кв.м. (150 га) военного городка N ***, расположенного близи п***, находящегося на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него не произведена.
Несмотря на осуществленное ранее военным прокурором гарнизона по существу перечисленных нарушений закона прокурорское реагирование, они до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. ст. 125 и 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, оценил представленные доказательства и пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд согласился с доводами истца о том, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ и подчиненным ему ФГКУ "Центрального ТУИО" обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащего ему земельного участка, расположенного близи п***, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, и, как следствие, угрозу безвозвратной утраты земель обороны, планируемых к использованию для обеспечения обороноспособности государства.
Как верно отметил суд, в результате отсутствия должного контроля за указанным объектом недвижимости и бездействия в защите государственных интересов со стороны должностных лиц ФГКУ "Центрального ТУИО", создаются предпосылки к незаконному вовлечению земель обороны в хозяйственный оборот.
Кроме этого, суд также учитывал, что отсутствие правоустанавливающих документов препятствует установлению запретных зон военных объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация мероприятий по кадастровому учету земельных участков, осуществляется в пределах средств, доводимых на соответствующие цели с учетом приоритетов, определяемых командованием военных округов, видов войск и заинтересованными органами военного управления, а также недостаточный объем бюджетных ассигнований, не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, поскольку такое освобождение влечет нарушение законодательства Российской Федерации, и, как верно учтено судом первой инстанции, угрозу безвозвратной утраты земель обороны.
Ссылки в жалобе на то, что надлежащим истцом должно являться ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ, судебной коллегией отклоняются, поскольку они уже являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции. Как верно указал суд, исковое заявление подано прокурором в защиту интересов Российской Федерации в целях пресечения бездействия и понуждения Министерства обороны РФ к проведению комплекса мероприятий: по проведению кадастровых работ, установлении границы земельного участка с составлением межевого плана, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет недвижимости и государственной регистрации прав собственности Российской Федерации, что предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокураты являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В этой связи доводы о том, что прокурор избрал неверный способ защиты права, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о необоснованности установленного судом срока для проведения комплекса мероприятий по заключению государственного контракта на оказание услуг по осуществлению кадастровых работ, установлении границ земельного участка с составлением межевого плана, постановке земельного участка на государственный кадастровый учет недвижимости и государственной регистрации прав собственности Российской Федерации в течение 2021 года, судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Так, возлагая на ответчика обязанность произвести комплекс вышеуказанных мероприятий в течение 2021 года, суд не учел, что кадастровые работы в отношении земельных участков, используемых для нужд Вооруженных Сил РФ, проводятся в рамках государственных контрактов, заключаемых Министерством обороны РФ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", со специализированными организациями, на основании перечней, представляемых балансодержателями земельных участков, и в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, доводимых на соответствующие цели с учетом приоритетов, определяемых командованиями военных округов, видов (родов) войск и заинтересованными органами военного управления.
Таким образом, комплекс указанных мероприятий не может быть произведен Министерством обороны РФ незамедлительно, требует финансирования, проведения конкурса и различных согласований, в связи с чем установленный судом ответчику для исполнения возложенной обязанности срок не отвечает требованиям разумности и достаточности для осуществления всего комплекса мероприятий, соответственно, решение суда в данной части не является исполнимым.
Из письма ФГКУ "Центральное ТУИО" от 11 января 2021 года (л.д.33-34) следует, что в настоящее время земельный участок военного городка N ***, расположенного по адресу: ***, общей площадью 1500000 кв.м, включен в перечень земельных участков, в отношении которых необходимо произвести кадастровые работы в первоочередном порядке в 2021 году.
Между тем, данных о проведении конкурса и возможности заключения в 2021 году государственного контракта в отношении спорного земельного участка в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части установленного срока для проведения ответчиком комплекса мероприятий по заключению государственного контракта на оказание услуг на осуществление кадастровых работ, установление границ земельного участка с составлением межевого плана, постановке земельного участка на государственный кадастровый учет недвижимости и государственной регистрации прав собственности Российской Федерации изменить, установив ответчику срок для исполнения возложенной обязанности до 31 декабря 2022 года, который, мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным для осуществления всего комплекса мероприятий в отношении земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 июля 2021 года изменить, изложить решение суда в следующей редакции:
Обязать Министерство обороны Российской Федерации до 31 декабря 2022 года заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка N ***, расположенного по адресу: ***, общей площадью 1500000 кв.м.; установить границы земельного участка с составлением межевого плана; поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.