Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Заскалько О.В, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Ивашкина А.Н. на решение Басманного районного суда города Москвы от 22 июня 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ивашкина Алексея Николаевича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, ГБУ города Москвы Территориальный центр "Царицынский" об обязании признать медико-технические экспертизы состоявшимися, обязании выдать экземпляр заключения, признать бездействие незаконным, взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ивашкин А.Н. 19.02.2021 направил в суд иск к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), ГБУ города Москвы Территориальный центр социального обслуживания "Царицынский" (ГБУ ТСЦО "Царицынский"), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 43-44) просил обязать ГБУ ТСЦО "Царицынский" признать медико-технические экспертизы от 19.06.2020 и 17.07.2020 состоявшимися и выдать истцу второй экземпляр заключения, признать бездействие ГБУ ТСЦО "Царицынский", выразившееся в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации незаконным, взыскать с ДТСЗН г. Москвы компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере сумма, мотивируя обращение тем, что является инвалидом 3 группы, которому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) предусмотрено предоставление технического средства в виде протеза бедра с внешним источником энергии, который истец приобрел самостоятельно по цене сумма, при обращении к ответчикам по вопросу выплаты компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации инвалида в выплате компенсации истцу было отказано ввиду отсутствия заключения медико-технической экспертизы о необходимости замены протеза, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на социальную защиту, поскольку ранее приобретенный протез им утрачен и предоставлен быть не может.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представители ответчиков иск не признали, представитель третьего лица ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов", привлеченного к участию в деле определением суда от 21.04.2021 (л.д. 40), в судебное заседание не явился.
22.06.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Ивашкин А.Н. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Двораком А.А, направленной в суд 20.07.2021.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Ивашкин А.Н, его представитель Дворак А.А. и третье лицо ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов" не явились, извещены (л.д. 113), представители ответчиков ДТСЗН г. Москвы по доверенности Пантелеев А.В, ГБУ ТСЦО "Царицынский" по доверенности Дроздов А.В. против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Ивашкина А.Н. о выплате компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации по следующим основаниям.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что Ивашкин А.Н, паспортные данные, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности, установленной бессрочно, и 29.10.2014 ему выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), в соответствии с которой ему показаны технические средства реабилитации и услуг по реабилитации (ТСР), исполнителем которых указан орган социальной защиты (ДТСЗН г. Москвы); данная программа предусматривает в качестве технического средства реабилитации, в том числе протез бедра с внешним источником энергии (л.д. 11-13).
Также сторонами не оспаривалось, что 10.04.2018 Ивашкин А.Н. самостоятельно приобрел протез бедра модульного с внешним источником энергии, в связи с чем ему была выплачена компенсация 09.06.2018, и срок его пользования истек 10.04.2020.
21.05.2020 Ивашкиным А.Н. приобретен протез бедра модульный с внешним источником энергии ПН6-ОБ-Э 1 шт. стоимостью сумма, о чем представлен договор на проведение протезирования и изготовления протеза N В2020.05.07-01 от 07.05.2020, заключенный с ООО "Современные протезные технологии и материалы в ортопедии М", акт выполненных услуг от 26.05.2020, товарная накладная N 62 от 26.05.2020 и кассовый чек об оплате от 26.05.2020 на сумму сумма (л.д. 14-22), в связи с чем 23.11.2020 Ивашкин А.Н. обратился в ГБУ ТСЦО "Царицынский" с заявлением о выплате компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, приложив указанные документы (л.д. 52).
Для проверки представленных документов обращение Ивашкина А.Н. направлено в ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов", которым 16.12.2020 сообщено, что в представленных документах отсутствует медико-техническое заключение о необходимости замены технического средства реабилитации согласно приказу Минтруда России от 23.07.2019 N 521н (л.д. 53), в связи с чем ГБУ ТСЦО "Царицынский" сообщило Ивашкину А.Н. о невозможности выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие (л.д. 23).
Кроме того, согласно материалам дела 03.06.2020 и 01.07.2020 Ивашкин А.Н. обращался в ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов" с заявлением о проведении медико-технической экспертизы приобретенного 26.05.2020 протеза бедра с внешним источником энергии, по которым 19.06.2020 и 17.07.2020 составлены заключения медико-технической экспертизы, из которых следует, что на медико-техническую экспертизу самостоятельно приобретенный 10.04.2018 протез бедра модульного с внешним источником энергии не предоставлен, со слов пользователя протез утерян, в ходе проведения экспертизы приобретенного 26.05.2020 протеза его соответствие предоставляемым уполномоченным органом протеза бедра с внешним источником энергии установлено, однако принять решение о необходимости ремонта или замене протеза бедра модульного с внешним источником энергии по истечении установленного срока пользования не предоставляется возможным, поскольку ранее приобретенный протез не предоставлен, в связи с чем заключение медико-технической экспертизы о необходимости замены изделия по истечении установленного срока пользования отсутствует (л.д. 54-58).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, а также перечнем технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 23.07.2019 N 521н, пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу компенсации и исходил из того, что отказ в выплате такой компенсации основан на положениях действующего законодательства, учитывая, что ранее приобретенный истцом в 2018 году протез, за который ему была выплачена компенсация, не предоставлен, в то время как одним из условий для выплаты компенсации является решение (заключение) медико-технической экспертизы о невозможности дальнейшего применения технического средства (изделия) и необходимости его
замены.
С выводами суда первой инстанции об основаниях отказа в удовлетворении требований Ивашкина А.Н. об обязании осуществить выплату компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации инвалида судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3). Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ч. 4). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (ч. 5). Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6). Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ч. 7).
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ч. 8). Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 9).
В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, п. 15(1) которых предусматривает, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами; соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Минтрудом России; актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Минтрудом России по согласованию с Минфином России; порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или)
услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Минтрудом России.
Также Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, предусмотрено, что сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Минтрудом России; срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану), а в случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с п. 15(1) настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования. Технические средства (изделия), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, подлежат замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы. Установление необходимости ремонта указанных технических средств (изделий) или принятие решения о возможности и сроке дальнейшего пользования ими (после истечения установленного срока пользования) осуществляется по результатам проведения медико-технической экспертизы; при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения (п. 10); выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат (п. 11).
При этом указанная редакция п.п. 9, 10, 15(1) Правил введена Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 605 "О внесении изменений в Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и признании утратившим силу абзаца шестого подпункта "а" пункта 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления отдельных государственных услуг в сфере социальной защиты населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 318", поскольку ранее положения этих пунктов не предусматривали необходимость получения заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Минтрудом России, для установления соответствия приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту.
Форма такого заключения и порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям установлены приказом Минтруда России от 30.08.2019 N 605н, а ранее действовавший приказ Минтруда России от 17.10.2017 N 733н устанавливал порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы только по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, при этом положения указанного приказа ранее предусматривали необходимость проведения медико-технической экспертизы только при оказании услуги по ремонту технического средства реабилитации, а в связи с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 26.08.2019 N 579н, стали предусматривать необходимость получения заключения медико-технической экспертизы и для установления соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям.
Таким образом, положениями действующего законодательства и подзаконным актами не урегулирован порядок проведения медико-технической экспертизы (а следовательно и возможности получения инвалидом компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации) в случае утраты ранее полученного или приобретенного им ТСР, что также подтверждается ответом Минтруда России от 03.02.2020 N 13-3/В-196.
Как указывает Ивашкин А.Н. в иске, он лишен возможности получения компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, а утрата ранее имевшегося у него такого средства произошла до введения указанных изменений законодательства, в то время как приобретение им нового протеза и обращение к ответчику за получением компенсации осуществлено по истечение установленного срока пользования ранее приобретенным техническим средством реабилитации.
Так, ранее действовавшим приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 85н срок пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены в отношении ТСР "протез бедра модульного с внешним источником энергии" (номер наименования ТСР 08-07-12) определен не менее 2 лет, такой же срок пользования установлен приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 107н, которым стала предусматриваться замена до трех приемных гильз в пределах установленных сроков пользования при первичном протезировании.
Действительно, утрата Ивашкиным А.Н. приобретенного им в 2018 году протеза документально не подтверждена, а представленный им ответ МУ МВД России по Московской области "Серпуховское" от 25.05.2021, в котором указано, что в дежурную часть по вопросу находки протеза бедра модульного типа с внешним источником энергии никто не обращался (л.д. 63), таковым не является, вместе с тем в силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, в ином случае при отсутствии ранее приобретенного технического средства реабилитации, за которое выплачена компенсация, истцом Ивашкиным А.Н. утрачена возможность получения компенсации за самостоятельно приобретенное им по истечение срока пользования новое техническое средство реабилитации.
Между тем, в силу ст.ст. 7, 39 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности, а обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни возложено на Правительство РФ (ст. 114).
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного решения в части отказа во взыскании с ответчика ДТСЗН города Москвы в пользу фио компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации с принятием в этой части нового решения о взыскании такой компенсации в размере сумма, учитывая, что на иные обстоятельства, влекущие отказ в выплате компенсации, стороны не ссылаются; в остальной части условий к отмене судебного решения не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда города Москвы от 22 июня 2021 года в части отказа в удовлетворении требований Ивашкина А.Н. о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в пользу Ивашкина Алексея Николаевича компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере сумма, в остальной части решение Басманного районного суда города Москвы от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивашкина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.