Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, при помощнике Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями истца Годаревой Е.С. на решение Пресненского районного суда адрес от 31 августа 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Годаревой Екатерины Сергеевны к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании очередником на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из адрес, признании получателем субсидии, обязании не признания членами семьи для участия в программе, обязании ответчика выписать именной жилищных сертификат, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратилась в суд с иском к ответчику Министерству экономического развития Российской Федерации о защите жилищных прав, в котором просила признать истца очередником в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 года N 305 "О порядке предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из адрес и приравненных к ним местностей" с 1 января 2004 года за Администрацией адрес; признать истца получателем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 года N 305 "О порядке предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из адрес и приравненных к ним местностей" с 1 января 2004 года за Администрацией адрес по категории работающие граждане; обязании не признавать членами семьи истца для участия в программе фио и фио ввиду ухудшения их жилищных прав; обязать ответчика выписать на имя истца именной жилищный сертификат в размере из расчета 33 кв.м. одинокому гражданину в размере сумма.
В обоснование заявленных исковых требований фио ссылалась на то, что стаж работы истца составляет более 15 лет в районах, приравненных к адрес, в связи с чем истец имеет на 80% норматива предоставления жилищной субсидии. Жилищный сертификат истец желает получить единолично.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 94/пр на адрес 2021 года в адрес норматив стоимости 1 кв.м. для очередников составляет 122.636, сумма, в связи с чем, по мнению истца, размер субсидии составляет сумма.
В связи с изложенным, истец обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Истец фио в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства экономического развития Российской Федерации по доверенности фио и представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности фио в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились по доводам, указанным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы с дополнениями.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена.
Ответчик Министерство экономического развития Российской Федерации и третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца, ответчика и третьего лица о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Как усматривается из материалов дела, в исковом заявлении фио указала, что ее стаж более 15 лет в районах, приравненных к адрес, в связи с чем она имеет на 80% норматив предоставления жилищной субсидии. Жилищный сертификат истец желает получить единолично. Учитывая, что в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 94/пр на адрес 2021 года в адрес норматив стоимости 1 кв.м. для очередников составляет 122.636, сумма, истец полагала, что размер субсидии составляет 3.237.590, сумма
Также из искового заявления следует, что заявленные требования фио основывала на Постановлении Правительства РФ от 22 июня 2004 года N 305 "О порядке предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из адрес и приравненных к ним местностей".
Вместе с тем указанное Постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Таким образом, нормативно-правовой акт, на котором истец основывала свои требования, утратил силу в связи с чем не подлежит применению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из адрес и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в адрес и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в адрес и приравненных ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на адрес за пределами адрес и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ.
Единый порядок оказания помощи жителям адрес в улучшении жилищных условий установлен Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей адрес на жилые помещения". Законом определены условия и основания признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях или нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских программ.
Департамент городского имущества адрес осуществляет учет граждан - участников подпрограммы ВГО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с подпунктом "з", "и" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют:
з) граждане, выезжающие (выехавшие) из адрес и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей";
и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в адрес и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в адрес и приравненных к ним местностях".
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из адрес и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, установлено, что регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из адрес и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Необходимым условием для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является соответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из адрес и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в адрес и приравненных к ним местностях". В соответствии с указанными нормами одним из требований является отсутствие у гражданина жилых помещений на адрес за пределами адрес и приравненных к ним местностей или признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений не установлены специальными законами, определяющими меры социальной поддержки для таких категорий граждан как фио.
Понятие и критерии нуждаемости определены в ст. ст. 49, 51, 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В субъекте Российской Федерации адрес, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. ст. 7, 8 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес" граждане вправе подать заявление о постановке на жилищный учет и документы личного характера в один из многофункциональных центров предоставления государственных услуг адрес.
На основании ст. 11 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Порядок рассмотрения вопроса о принятии жителей адрес на жилищный учет определен Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес", Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес".
Полный перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен в п. 2.5.1.1 указанного Административного регламента.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме и исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что фио обращалась в уполномоченный орган адрес для постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учитывая, что, согласно действующему законодательству, ответчик не является надлежащим лицом, который уполномочен выдавать жилищные сертификаты. При этом, судом было учтено, что нормативно-правовой акт, на котором истец обосновывала свои требования, утратил силу и применению не подлежит
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца Годаревой Е.С. по существу повторяют правовую позицию истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы с дополнениями не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями истца Годаревой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.