Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М., судей фио, фио, при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио на решение Тверского районного суда адрес от 02 июня 2021 года, которым постановлено:
Признать решение Комиссии ГУ МВД России по адрес от 16 октября 2020 года о снятии семьи Савенкова Олега Павловича с семьей из 2-х человек (он, жена фио) с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать ГУ МВД России по адрес восстановить Савенкова Олега Павловича с семьей в составе 2-х человек (он, жена фио) на учете в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на указанный учет,
УСТАНОВИЛА:
Истец Савенков О.П. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по адрес о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, восстановлении на учете.
В обоснование заявленных требований указал, что с 07.11.2012г. состоял на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по адрес от 16.10.2020 Савенков О.П. с семьей был снят с учета по тем основаниям, что члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв. адрес решение истец считает незаконным, что послужило основанием для его обращения в суд.
Истец Савенков О.П. и его представитель фио в судебное заседание первой инстанции явились, настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований, просили признать решение ГУ МВД России по адрес от 16.10.2020 незаконным, восстановить истца с семьей на учете.
Представитель ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенных в представленных письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав позицию представителя истца по доверенности фио, представителя ответчика по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 44 Федерального закона "О полиции" от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон и Постановление Правительства РФ содержат правовые основания для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и основания снятия с указанного учета.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Савенков О.П. с 01.12.1994 года по настоящее время состоит на службе в органах внутренних дел. С 09.01.2013 по настоящее время истец проходит службу в Полку полиции по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по адрес. 23.10.2012 года истец обратился в ГУ МВД России по адрес по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека.
Согласно выписки из протокола N 9 от 07.11.2012г. заседания Комиссии ГУ МВД России по адрес решением жилищно-бытовой Комиссии ГУ МВД России по адрес от 07.11.2012 Савенков О.П. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 чел. (он, его супруга, сын -1992 г.р, дочь 1997 г.р.) в соответствии с п.п.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ.
Согласно выписки из протокола N9 от 10.10.2018г. заседания Комиссии ГУ МВД России по адрес решением Комиссии ГУ МВД России по адрес от 10.10.2018 внесены изменения по составу семьи и по расчету потребности в жилой площади в учетное дело фио, в связи с чем, считать их очередниками на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 2-х человек (он, жена), так как сыну фиоО.-25.07.1992 г.р. более 23 лет, в соответствии с п.3 ч.2 ст.1 Закона N247-ФЗ.
Согласно выписки из протокола N13-1 от 16.10.2020 заседания Комиссии ГУ МВД России по адрес супруге истца - фио принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 60 кв.м. по адресу: адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, в связи с чем, решением Комиссии ГУ МВД России по адрес от 16.10.2020 в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 и пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1223, Савенков О.П. снят с учета очередников, состоящих на получение единовременной социальной выплаты в ГУ МВД России по адрес с семьей в составе 2-х чел. (он, жена), так как семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Также судом установлено, что жене истца фио принадлежит на праве собственности жилое строение общей площадью 60 кв.м. по адресу: адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 мая 2008 года.
Как пояснили в судебном заседании истец и его представитель дом общей площадью 60 кв.м. по адресу: адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, принадлежащий на праве собственности супруге истца, не пригоден для проживания, поскольку на адрес нет питьевой воды, вода подается только в летнее время из пожарного пруда и предназначена только для полива, нет газоснабжения и центрального отопления, электроснабжение производится только с мая по сентябрь, с октября по апрель на адрес никто не проживает, так как в СНТ у всех садоводов дома летнего типа и проехать на территорию садоводческого товарищества в указанный период времени невозможно. Кроме того, как указывает истец, наличие у его супруги в собственности вышеуказанного жилого строения не привело к улучшению жилищных условий, а данных в ЕГРН указанное жилое строение зарегистрировано значится как "жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке".
В подтверждение своих доводов истцом были представлены следующие документы: выписка из ЕГРН об объекте недвижимости -земельный участок, расположенный по адресу адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, в которой указано, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного пользования и предназначен для садоводства; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости - жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке по адресу адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117; ответ Администрации муниципального образования адрес, в котором указано, что жилое строение без права регистрации проживания, расположенное по адресу адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117 построено на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для садоводства, жилым помещением оно не является; справка СНТ N55 "Актер" от 24.04.2021 года N1, в которой указано, что на адрес N55 "Актер" нет питьевой воды, вода подается только в летнее время из пожарного пруда и предназначена только для полива, нет газоснабжения и центрального отопления, электроснабжение производится с мая по сентябрь, а затем отключается, с октябрь по апрель на адрес никто не проживает, так как в СНТ у всех садоводов дома летнего типа и проехать на территорию садоводческого товарищества в вышеуказанный период не предоставляется возможным.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика пояснил, что в связи с внесением изменений в 2019 году в Федеральный закон от 29.07.2017 N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу данного Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. В связи с тем, что в Комиссию ГУ МВД России по адрес Савенковым О.П. была предоставлена выписка из ЕГРН от 29.09.2020 N77-00-4001/5006/2020-3574, согласно которой, жене истца- фио принадлежит на праве собственности жилое здание общей площадью 60 кв.м. по адресу: адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, в связи с чем, члены семьи фио (он, жена) обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв.м.
В то же время, не соглашаясь с такой позицией ответчика, суд сослался на следующее.
Согласно п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
В соответствии с положениями ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Термин "жилые строения" был введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", утратившим силу с 01 января 2019 года. Статьей 1 указанного Закона гражданам было разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений.
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень объектов, относимых к жилым помещениям: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
При определении правового режима (целевого назначения) любого объекта капитального строительства необходимо учитывать назначение земельного участка, на котором он расположен (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 36, пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом суд учитывал, что из представленного в суд стороной истца технического плана здания усматривается, что данное жилое строение не соответствует признакам жилого помещения, перечисленным в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, принадлежащее фио строение, не может быть признано жилым помещением, поскольку возведено на земельном участке, имеющем разрешенное использование под садоводство.
Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур.
Возведенный истцом жилой дом отвечает параметрам разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, установленным в статье 23 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 9 и 10 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 2019 года, расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Как следует из копии материалов учетного дела, данными о размещении принадлежащего Р.И. здания, расположенного по адресу: адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, на садовом земельном участке, а также о дате возникновения права собственности фио на соответствующее строение в 2008 году, ответчик на момент принятия оспариваемого решения, оформленного протоколом N13-1 от 16.10.2020г, располагал.
Однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, приведенные положения Закона о том, что площадь соответствующего здания не подлежит включению при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и членами его семьи, ответчиком во внимание приняты не были.
Учитывая то, что площадь принадлежащего фио жилого строения, расположенного по адресу: адрес, Федящевская с.т, СНТ N55 "Актер", уч.117, не подлежала включению при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и членами его семьи, а протокол N13-1 от 16.10.2020 заседания жилищной комиссии ГУ МВД России по Москве содержал выводы о том, что Савенков О.П. и члены его семьи с учетом площади указанного выше жилого строения обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца о признании незаконным решения комиссии ГУ МВД России по адрес от 16 октября 2020 года о снятии семьи Савенкова Олега Павловича с семьей из 2-х человек (он, жена фио) с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, истец Савенков О.П. с семьей в составе 2-х человек (он, жена фио) подлежат восстановлению на учете в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на указанный учет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных доказательств по делу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 02 июня 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.