Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Васильевой Е.В., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Куракина И.Н. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года, которым постановлено:
"В иске Куракина И.Н. к ДГИ г. Москвы об обязании произвести замену приборов и фильтров к ним, взыскании убытков, компенсации морального вреда, отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец Куракин И.Н. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании произвести в жилом помещении муниципального жилищного фонда, расположенном по адресу.., замену индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также фильтров горячей и холодной воды, взыскании денежных средств в счет возмещения убытков в размере 12 280 руб.00 коп, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что семья Куракина И.Н. занимает четырехкомнатную квартиру по адресу... на основании договора социального найма.
В 2011 году был установлен ИПУ за счет бюджетных средств города Москвы и передан в безвозмездное пользование по Договору передачи и Акту передачи в пользование в соответствии с п. 3.4.1, 3.4.2 Порядка.
В дальнейшем произведена замена приборов учета за счет собственных денежных средств. В настоящее время приборы учета холодной и горячей воды не соответствуют установленным требованиям, поскольку истек срок их поверки, в установке приборов учета отказано со ссылкой на обязанность нанимателя, что противоречит действующему законодательству.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования не признал.
Представитель ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования не признал.
Префектура Зеленоградского АО города Москвы, ГБУ города Москвы "Жилищник Зеленоградского административного округа" в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили, извещались судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ N 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергоснабжении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники. В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника (наймодателя) выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем.
Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры индивидуальными приборами учета (далее-ИПУ) (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ).
В случае, если жилое помещения является муниципальной собственностью и собственником (администрацией муниципального образования) не выполнено требование части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ по установке приборов учета, то нанимателю жилого помещения для решения вопроса по установке приборов учета обращаются в органы местного самоуправления.
Наниматель социального жилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п.5 ч.3 ст. 67 ЖК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья Куракина И.Н. занимает четырехкомнатную квартиру по адресу... на основании договора социального найма.
В квартире истца в 2011 году был установлен ИПУ за счет бюджетных средств города Москвы и передан в безвозмездное пользование по Договору передачи в пользование индивидуальных приборов учета, установленных за счет бюджетных средств в жилых помещениях (далее-Договор передачи) и Акту передачи в пользование индивидуальных приборов учета, установленных за счет бюджетных средств (далее-Акт передачи).
ИПУ был установлен собственником жилого помещения за бюджетные средства в соответствии с действующим в городе Москве Порядком установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов, утвержденным первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым 12.10.2007 г. (далее-Порядок) в целях реализации потребителями права на оплату коммунальных услуг исходя из фактического объема потребления согласно показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях.
Вышеуказанный Порядок определяет механизм осуществления установки ИПУ как за счет собственных средств потребителей, так и за счет бюджетных средств.
В случае установки ИПУ и ВТС в жилых помещениях за счет собственных средств потребителей в соответствии с разделом 2 Порядка, наниматели и арендаторы жилых помещений имеют право обращаться по вопросу установки ИПУ и ВТС при условии, что они наделены правом на такое обращение со стороны собственников.
В случае установки ИПУ и ВТС в жилых помещениях за счет средств бюджета города Москвы действует порядок, определяемый разделом 3 настоящего Порядка.
Согласно установленных разделом 3 Порядка положений заявления от лиц, имеющих право на установку ИПУ и ВТС за счет бюджетных средств не рассматриваются. Указанные лица извещаются о возможности установки ИПУ и ВТС за счет бюджетных средств в рамках предусмотренных программой установки ИПУ и ВТС за счет бюджетник средств соответствующего административного округа горда Москвы и в установленные сроки. В соответствии с установленным Порядком формируются адресные списки граждан- нанимателей жилых помещений, занимаемых на условиях социального найма, имеющие право на установку ИПУ за счет бюджетных средств. Адресные списки жилых помещений для установки ИПУ за счет бюджетных средств согласуются с организациями Комплекса городского хозяйства и Департаментом городского имущества города Москвы. При наличии выделенных целевых бюджетных средств проводятся конкурсы по выбору организации, которые будут осуществлять установку И11У на основании заключенных государственных контрактов. После этого через управляющую компанию происходит информирование нанимателей и собственников жилья, имеющих право на установку ИПУ за счет бюджетных средств (п.3.1.9 Порядка), а также информирование о порядке и сроке принятия заявок и согласуется дата и время проведения работ по установке ИПУ.
В целях обеспечения сохранности и целевого использования установленные ИПУ передаются безвозмездное пользование нанимателя по Договору передачи. Проверка ИПУ производится в порядке, установленном Регламентами, организацией, аккредитованной Госстандартом России на право проведения проверки. Проверка производится в срок, указанный в технической документации на соответствующий ИПУ.
Так, в жилом помещении, занимаемой Истцом по договору социального найма, в 2011 году был установлен ИПУ за счет бюджетных средств города Москвы и передан в безвозмездное пользование по Договору передачи и Акту передачи в пользование в соответствии с п. 3.4.1, 3.4.2 Порядка.
На основании положений Порядка (п.4.1.4, 4.2, 4.2.1, ) и типовой формы Договора передачи в пользование ИПУ и ВТС, установленных за счет бюджетных средств в жилых помещениях (Приложение 3 к Порядку), Пользователь обязан осуществлять техническое обслуживание, ремонт (замену) и поверку ИПУ и квартирного компонента ВТС, установленных за счет бюджетных средств, за счет собственных средств, (п.2.3, 11 Договора передачи)
Согласно преамбуле типовой формы Договора передачи Пользователем является собственник или наниматель по договору, т. е. сторона Договора передачи, подписавшая этот Договор и Акт передачи ИПУ, проживающая в данном жилом помещении.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 года N 102-ФЗ, каждый измерительный прибор должен поверятся в строго определенные для этого сроки. Необходимость поверки ИПУ также закреплена постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. Сроки, в которые должна проводиться поверка ИПУ, устанавливаются заводом - изготовителем и указываются в технической документации на приборы.
Порядок проведения поверки средств измерений утвержден приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. N 125. Провести поверку можно различными способами. Во-первых, проводится метрологическая поверка без снятия прибора. В этом случае на основе заключенного договора мастер поверяет прибор на месте, не снимая его. Во-вторых, возможна поверка и со снятием прибора, который отправляется на поверку в специализированную организацию. В - третьих, возможна замена старого прибора учета на новый. Работы по обслуживанию и поверке ИПУ выполняются на основании договора, заключенного между пользователем жилого помещения и специализированной организацией, обладающей необходимыми разрешительными документами.
В случае если поверка или замена прибора учета ИПУ не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.
Принимая во внимание все вышеизложенное, только собственник управомочен на самостоятельное решение вопроса об оснащении принадлежащих ему жилых помещений индивидуальными приборами учета. В случае установки ИПУ за счет бюджетных средств города Москвы механизм установки, технического обслуживания, ремонта (замены), поверки строго регламентирован действующем в городе Москве Порядком и Договором передачи ИПУ в безвозмездное пользование пользователю (собственнику либо нанимателю).
Таким образом, Истцу, являющемуся нанимателем (пользователем) жилого помещения на основании договора социального найма в 2011 году был установлен ИПУ за счет бюджетных средств города Москвы и передан в безвозмездное пользование по Договору передачи в пользование индивидуальных приборов учета, установленных за счет бюджетных средств в жилых помещениях и Акту передачи в пользование индивидуальных приборов учета, установленных за счет бюджетных средств. Договор передачи является бессрочным. Таким образом, Наймодатель (собственник) исполнил свои обязательства по установке ИПУ в соответствии с нормами действующего законодательства и договора социального найма.
Согласно п. 4.1.4 раздела 4 Порядка оплата технического обслуживания, ремонта (замены) (кроме гарантийного) и поверки ИПУ и ВТС пользователями, в том числе получающими на эти цели субсидии) производится ими за счет собственных средств.
Согласно п.4.2.1, раздела 4 Порядка оплата технического обслуживания, ремонта (замены) и поверки ИПУ и квартирного компонента ВТС, установленных за счет бюджетных средств, производится лицами в пользовании которых находится ИПУ и квартирный компонент ВТС.
Согласно п. 2.3.10 типовой формы Договора передачи Пользователь обязан осуществлять техническое обслуживание, ремонт (замену), очередную поверку ИПУ и квартирного компонента ВТС за счет собственных средств.
Кроме того в соответствии с п.2.3.5, 2.3.6, п.2.3.7, 2.3.8, 2.3.9. типовой формы Договора передачи в пользование ИПУ, пользователем по которому является Истец, пользователь обязан обеспечить сохранность и бережную эксплуатацию Имущества города Москвы (ИПУ и ВТС), приобретенного и установленного в жилом помещении Пользователя за счет средств бюджета города Москвы, при этом Пользователь обязан не осуществлять демонтаж имущества; не нарушать целостность пломб и иных средств обеспечения сохранности Имущества, не допускать несанкционированного вмешательства в нормальную работу имущества.
Согласно п. 2.1.1. и 2.1.2 Порядка право на обращение в ГУ ИС района для установки ИПУ и ВТС в жилых помещениях за счет собственных средств потребителей имеют только собственники помещений (физические и юридические лица) и наниматели и арендаторы жилых помещений при условии наделения правом на такое обращение со стороны собственников (физических и юридических лиц).
Согласно п. 3.1.2 раздела 3 Порядка заявления от лиц, имеющих право на установку ИПУ и ВТС за счет бюджетных средств, не рассматриваются. Указанные лица извещаются о возможности установки ИПУ и ВТС за счет бюджетных средств.
Согласно п. 4 Обязанности нанимателя п/п г) Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ N315 от 21.05.2005 Наниматель обязан поддерживать в исправном состоянии жилого помещения, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность.
Согласно п. 1.1.3.6. Порядка процедура передачи прав пользования ИПУ и ВТС, установленных за счет бюджетных средств позволяет обеспечить сохранность государственного имущества, совместную эксплуатацию ИПУ и ВТС собственниками и пользователями.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об обращении истца к собственнику имущества при проведении действий по установке ИПУ за счет собственных средств, а также отсутствует информация о праве пользователя самостоятельно производить установку ИПУ за счет средств потребителя. При этом решение по установке ИПУ может принять только собственник жилого помещения. В связи с изложенным суд пришёл к обоснованному выводу о том, что истец добровольно оплатил собственными денежными средствами замену приборов учета, а не осуществил поверку или ремонт, договор на передачу пользователю ИПУ, установленного за счет бюджетных средств, а также разделы Договора передачи об обязанности осуществлять им техническое обслуживание, ремонт (замену), очередную поверку ИПУ и квартирного компонента ВТС за счет собственных средств истцом не оспаривался, какие-либо изменения в него сторонами не вносились.
На основании изложенного, суд пришёл к верному выводу о том, что плановая замена ИПУ осуществлялась истцом в соответствии с положениями Договора передачи за счет собственных средств, при этом в Договоре отсутствует обязанность собственника возвращать затраченные пользователем средства, в связи с чем суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и содержат произвольную трактовку обстоятельств, установленных судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства, что не является основанием, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Куракина И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.