адм. дело N33а-159/2022
р/с N2а-596/2021
19 января 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административных истцов фио, фио, фио, фио на решение Щербинского районного суда адрес от 18 июня 2021 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования фио, фио, фио, фио к Совету депутатов адрес об оспаривании решения Совета Депутатов - оставить без удовлетворения.",
УСТАНОВИЛА:
фио, фио, фио, фио обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов адрес о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Десеновского поселения от 22 декабря 2020 года, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком принято решение об установлении размеров платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также в предусмотренных законодательством случаях - для собственников жилых помещений, расположенных на территории адрес на 2021 год", согласно указанному решению, размер платы увеличен на 4, 6% на ряд категорий многоквартирных домов, в том числе на новый жилой фонд, требующий наименьших затрат при обслуживании и эксплуатации. Административным истцам не были понятны причины увеличения размера платы, в связи с чем они обратились в адрес главы администрации адрес с целью получения соответствующей информации, из полученного ответа следует, что повышение тарифа осуществлено на основании распоряжения Мэра Москвы от 04 декабря 2020 года N1022-РМ об установлении предельного изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в адрес, в котором данный показатель установлен в размере 4, 6%, на основании чего административные истцы полагают решение депутатов незаконным, поскольку повышение размера платы обосновано лишь распоряжением Мэра Москвы.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя фио - фио, представителей Совета депутатов адрес - фио, фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Щербинского районного суда адрес от 18 июня 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов адрес от 24 декабря 2019 года N13/5 "Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также, в предусмотренных законодательством случаях - для собственников жилых помещений, расположенных на территории адрес" для многоквартирных домов "Южный" жилого комплекса "Новые Ватутинки" на 2020 год размер платы был определен в размере сумма/кв.м, для жилого комплекса "Андерсен" - в размере сумма/кв.м.
Показатель уровня индекса потребительских цен в декабре 2020 года составил +4, 91% к показателям декабря 2019 года.
Решением Совета депутатов адрес от 22 декабря 2020 года N10/7 "Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также, в предусмотренных законодательством случаях - для собственников жилых помещений, расположенных на территории адрес" для многоквартирных домов "Южный" жилого комплекса "Новые Ватутинки" с июля 2021 года размер платы был определен в размере сумма/кв.м, для жилого комплекса "Андерсен" - в размере сумма/кв.м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирных домов "Южный" жилого комплекса "Новые Ватутинки" и жилого комплекса "Андерсен" был увеличен решением Совета депутатов адрес от 22 декабря 2020 года на 4, 6% с июля 2021 года, что не превышает уровень индекса потребительских цен согласно Методическим рекомендациям, Совет депутатов, принимая оспариваемое решение, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, контрасчета по завышению тарифа административными истцами не представлено.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами.
Исходя из требований части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Согласно части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
Жилищным кодексом Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по принятию решения о выборе формы управления, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив, ни иной специализированный потребительский кооператив, то есть не выбран способ управления (часть 7 статьи 156 и часть 2 статьи 161).
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 161, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Пунктом 39 части 3 статьи 8 Закона адрес от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес" к вопросам местного значения поселения относится, установление размеров платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также в предусмотренных федеральным законодательством случаях - для собственников жилых помещений, расположенных на территории поселения.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 6 Устава адрес полномочия по установлению размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также в предусмотренных федеральным законодательством случаях- для собственников жилых помещений, расположенных на территории поселения относится к компетенции Совета депутатов адрес.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что решение Совета депутатов адрес от 22 декабря 2020 года было вынесено в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, в соответствии с установленными Методическими рекомендациями, не превышая при этом уровень потребительских цен, права административных истцов не нарушены, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности повышения платы за содержание жилых помещений в ЖК "Андерсен" и адрес, в которых проживают административные истцы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при принятии указанного решения административным ответчиком применялся единый подход к определению размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в адрес.
Иных доводов, в том числе, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.