Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре фио
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балахновой Надежды Владимировны к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения, обязании осуществить регистрационные действия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-71/2021)
по апелляционной жалобе представителя административного истца Балахновой Н.В. по доверенности Каржавиной Н.С. на решение Гагаринского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административного истца Балахновой Н.В. по доверенности Каржавиной Н.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по адрес, в котором просила признать незаконным решение N 77-0-1-71/3034/2020-156 от 29 июня 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в отношении принадлежащей ей квартиры с кадастровым номером 77:06:0003007:7555, расположенной по адресу: адрес (в связи с изменением сведений о площади, внутренней планировке объекта), обязать административного ответчика совершить испрашиваемые регистрационные действия на основании представленного заявления и технического плана.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что никаких изменений архитектурного облика фасада дома не производила, остекление балкона предусмотрено проектной документацией на дом и было выполнено застройщиком; безосновательно отказано в возобновлении учетных действий, несмотря на представленные документы, в том числе из Москомархитектуры об указанных обстоятельствах. Заявитель полагала, что оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений квартиры и препятствий к этому у регистрирующего органа на основании подготовленного в установленном порядке технического плана не имелось
Решением Гагаринского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Балахновой Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела; в обоснование доводов заявитель указывает на то, что ее доводы о незаконности оспариваемого решения не получили надлежащей оценки суда.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Каржавиной Н.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не представивших доказательств уважительности причин неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке.
Так, основанием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, как следует из норм процессуального закона, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При этом именно административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела установлено, что фио является собственником квартиры по вышеуказанному адресу, в которой выполнила ремонтные и строительные работы по ее переустройству и (или) перепланировке, о чем Мосжилинспекцией составлен Акт от 15 ноября 2019 года о завершении указанных работ, подтверждающий, что все выполнено без нарушений строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правовых норм, является безопасным; в результате ремонта, в том числе за счет демонтажа ненесущих перегородок, возведения новых перегородок и обшивок, изменения габаритов санузлов с устройством кладовой на месте части санузла, изменилась в сторону незначительного уменьшения площадь квартиры и ее внутренняя планировка.
По заказу Балахновой Н.В. после получения акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке кадастровым инженером подготовлен технический план квартиры в новых габаритах, с указанием основных характеристик объекта недвижимости, линейных размеров, внутренней планировки и др.
19.06.2020 года фио через Центр предоставления госуслуг "Мои документы" по адрес обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением N 77-0-1-71/3034/2020-156 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении недвижимого имущества - объекта с кадастровым номером 77:06:0003007:7555, расположенного по адресу: Москва, адрес, приложив технический план помещения от 26.02.2020 года.
Решением от 29.06.2020 года административный ответчик на основании пункта 7 части 1 статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановил государственный кадастровый учет в отношении данного объекта недвижимости до 29.09.2020 года, направив об этом уведомление, в котором указал на несоответствие представленного технического плана п.20 Требований к его подготовки, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", в части проведенного остекления балкона (устройства остекленной лоджии), которое не входит в перечень работ, относящихся к компетенции Мосжилинспекции, а также указав на невключение в состав проектной документации, согласованной в установленном порядке в части изменения фасада здания и устройства остекленной лоджии в приложение к техническому плану, сославшись на ч.4 ст.1 Закона адрес от 01.07.1996 N22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории адрес" и постановление Правительства Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП "Об утверждении норматива адрес "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений".
Балахновой Н.В. 29.07.2020 года представлены в Управление Росреестра по адрес ответ из ГБУ МосгорБТИ от 17.07.2020 года N ИС-ГР-А-2544/20, в соответствии с которым технический план квартиры административного истца подготовлен в соответствии с Актом Мосжилинспекции о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 15.11.2019 года, графическая часть содержит сведения о фактическом остеклении лоджии.
09.08.2020 года административный ответчик направил в адрес Балахновой Н.В. уведомление N 77-0-1-71/3034/2020-156/1 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету до 29.09.2020 года, в котором дополнительно было указано на непредоставление технического плана объекта учета в электронном виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML схем.
Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствовался ст.ст. 14, 24, 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, Законом адрес N 18 "О благоустройстве в адрес", постановлениями Правительства Москвы от 26.07.2011 г. N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции адрес" и от 25.10.2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" и исходил из того, что доводы Балахновой Н.В. о незаконности оспариваемого решения, нарушении ее прав, не нашли своего объективного подтверждения; по материалам дела не установлено, что на основании представленного заявителем технического плана возможно осуществить государственный кадастровый учет изменений в квартире в связи с ее перепланировкой и (или) переустройством, так как в составе документов отсутствует разрешение (согласование) Москомархитектуры на изменение архитектурного облика здания (в связи с остеклением лоджии); к компетенции Мосжилинспекции не относится разрешение на изменение фасадов МКД; проведение работ по переустройству, затрагивающих архитектурный облик многоквартирного дома, проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме подлежат согласованию с Москомархитектурой и без этого запрещается. Кроме того, суд отметил также отсутствие технического плана объекта учета в электронном виде в соответствующем формате файлов.
При таких данных, суд посчитал, что административный правомерно приостановил осуществление государственного кадастрового учета изменений квартиры, для этого имелись предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основания.
Согласиться с выводами суда о законности оспариваемого решения судебная коллегия не может, поскольку полагает, что судом не дано надлежащей оценки доводам заявителя о том, что никакие работы по изменению фасада дома (остеклению лоджии) Балахновой Н.В. не производились.
Вместе с тем, это объективно подтверждается как представленными в материалы дела техническими и фотографическими материалами, так и сообщениями компетентных органов и организаций (Мосжилинспекция, Москомархитектура, Мосгосстройнадзор, ГБУ МосгорБТИ) о том, что проектной и исходно-разрешительной документацией на строительство дома ОАО "МОСПРОЕКТ", прошедшей экспертное исследование и в отношении которой получено положительное заключение государственной экспертизы, предусматривалось и было фактически выполнено застройщиком остекление лоджий в виде одинарного остекления в алюминиевом переплете с первичным учетом многоквартирного дома по вышеуказанному адресу; оснований не доверять этим документам и официальным сообщениям не имеется, тем более, что установлено, что цветовое решение при остеклении лоджий в квартире истца выполнено в соответствии с колористическим паспортом и не менялось в течение жизненного цикла здания.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в частности, о помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет помещений осуществляется по заявлению правообладателя и на основании представленных документов, к которым, в частности, законодателем отнесен технический план (статья 14 названного Федерального закона.
Требования к техническому плану, порядку его подготовке и содержанию как документу, представляемому для осуществления государственного кадастрового учета регламентированы статьями 21, 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также вышеупомянутым приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются сведения об объекте, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости. Технический план состоит из графической и текстовой частей, в которых воспроизводятся необходимые сведения в виде плана (чертежа) и описания.
Согласно п.20 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешений, имеющейся проектной документации на здание, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Применительно к изложенному установлено, что Балахновой Н.В. в связи с выполненными ремонтными и строительными работами оформлен компетентным органом Акт о завершенной перепланировке и (или) переустройстве квартиры, расположенной в многоквартирном доме, в котором в соответствии с исходно-разрешительной проектной и проектной документацией непосредственно застройщиком дома было выполнено остекление лоджий в виде одинарного остекления в алюминиевом переплете; доказательств того, что такого рода работы выполнены административным истцом в процессе переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в ходе судебного разбирательства не установлено; из Акта от 15 ноября 2019 года не следует, что такие работы выполнялись и предъявлялись Комиссии.
Технический план квартиры не может не содержать сведений о фактическом состоянии квартиры и том числе об остеклении лоджий.
Само по себе отсутствие сведений об остеклении лоджии в квартире в кадастре недвижимости (при первоначальной постановке квартиры на государственный кадастровый учет) не изменяет указанных выше фактов о том, кем были выполнены эти работы, не может быть поставлено в вину административному истцу и, как следствие, не предполагает возложение на нее обязанности получить какие-либо согласования в Москомархитектуре в связи с проведенными в действительности ремонтными и строительными работами во внутренней части квартиры, в отношении которых выдан Акт от 15 ноября 2019 года об их надлежащем завершении.
Кроме того, является явно необоснованным последующее указание о непредставлении технического плана в электронном виде в формате файлов XML, созданных с использованием XML схем, поскольку об этом недостатке не было указано в решении от 29 июня 2020 года и их представление подтверждается уведомлением о принятии документов к рассмотрению.
При таких данных, оснований полагать решение регистрирующего органа о приостановлении государственного кадастрового учета правомерным, принятым без нарушения прав заявителя, не имеется.
Вопреки суждениям суда первой инстанции, применительно к частям 9 и 11 статьи 226, статье 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено объективных доказательств, что принятое им 29 июня 2020 года решение соответствует закону; доводы административного ответчика о наличии препятствий внесению в кадастр недвижимости актуальных сведений о квартире в связи с ее перепланировкой и (или) переустройством, о чем заявителю выдан акт Мосжилинспекцией, на основании подготовленного технического плана от 26 февраля 2020 года, являются несостоятельными; оснований полагать, что истец представила документ (основание для осуществления по ее обращению учетных действий (технический план)), форма и (или) содержание которого не соответствовали требованиям законодательства (жилищного, градостроительного, в том числе о благоустройстве города и др.), не имеется.
Напротив, административным истцом обоснованно аргументировано о созданных в связи с оспариваемым решением препятствиях реализации ее прав и законных интересов.
При таком положении решение районного суда, которое фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права не соответствует, подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Балахновой Н.В, признании оспариваемого решения незаконным и обязании Управления Росреестра по адрес в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя осуществить государственный кадастровый учет изменений на основании заявления административного истца от 19 июня 2020 года и документов, представленных с заявлением и дополнений к нему, так поименованных в уведомлениях о приостановлении препятствий его осуществлению не установлено; об иных препятствиях регистрирующий орган не указывал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по адрес N 77-0-1-71/3034/2020-156 от 29 июня 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости - квартиры с кадастровым номером 77:06:0003007:7555, расположенной по адресу: адрес по заявлению Балахновой Надежды Владимировны от 19 июня 2020 года.
Обязать Управление Росреестра по адрес осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта с кадастровым номером 77:06:0003007:7555, расположенного по адресу: адрес на основании заявления Балахновой Надежды Владимировны от 19 июня 2020 года и документов, представленных с заявлением и дополнений к нему.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.