Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Ю.М. Смолиной, Н.С. Кирпиковой, при секретаре М.С. Бранец, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Цзинь Синя на решение Таганского районного суда г. Москвы от 19 июля 2021 года по административному иску Цзинь Синя к УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Цзинь Синь обратился в суд с указанным выше административным иском к УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, полагая незаконным решение о запрете въезда на территорию России, постановленное в отношении него по мотивам совершения двух административных правонарушений в течение трех лет.
Требования мотивированы тем, что административный истец имеет устойчивые связи с Российской Федерацией, где проживает длительное время, является законопослушным гражданином, наложенные административные взыскания исполнил добровольно.
Решением решение Таганского районного суда г. Москвы от 19 июля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Цзинь Синя ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пп. 3 и 4, части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Из материалов делу усматривается, что 23 ноября 2020 года УВД по ЦАО ГУ МВД России г. Москвы приняло решение о неразрешении гражданину КНР Цзинь Синю, паспортные данные въезда на территорию России на срок до 28 марта 2023 года, поскольку им 2 раза в течение трех лет (28 февраля 2020 года и 1 марта 2020 года) совершены проступки, за которые он привлекался к административной ответственности соответственно по ст. 12.9 ч. 2 и ст. 12.16 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая заявленные требования, суд исходил из того, что решение миграционного органа о запрете на въезд на территорию России основано на законе и является мотивированным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.
Действующее законодательство предусматривает случаи, когда въезд иностранца или лица без гражданства может быть не разрешен в зависимости от усмотрения органа государственной власти либо независимо от такого усмотрения орган государственной власти обязан принять решение о неразрешении въезда в силу специально оговоренных в законе обстоятельств.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
В силу п. 11 ст. 27 названного Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
По данному делу судом подтверждено наличие установленных нормами п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" правовых оснований для принятия решения о неразрешении на въезд, которые подлежат применению лишь при доказанности, что пребывание административного истца в Российской Федерации не обеспечивает общественной безопасности и угрожает правам и законным интересам других лиц. При этом допускаемое ограничение в виде запрета на въезд на территорию России не должно являться непропорциональным вмешательством в личную жизнь иностранного гражданина.
Таким образом, сам по себе факт совершения указанных выше административных правонарушений в течение трех лет, который административным истцом не оспаривается, в силу приведенных законоположений не являлся достаточным основанием для установления ему ограничения на въезд на территорию Российской Федерации.
При этом определяющее значение имеют тяжесть совершенных правонарушений, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания. Также следует учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе, и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
Вместе с тем заслуживают внимания изложенные в апелляционной жалобе доводы, о том, что Цзинь Синь в Российской Федерации находился на законных основаниях, состоял на миграционном учете, обучался по очной форме обучения в МГУ им. фио, получил высшее образование, является учредителем и генеральным директором российского юридического лица, состоит на налоговом учете, занимается благотворительной деятельностью в обществе "Российского Красного Креста", что свидетельствует о сложившейся тесной связи с Российской Федерацией.
Судебная коллегия учитывает, что вменяемые административному истцу правонарушения совершены за короткий промежуток времени, связаны с использованием корпоративного транспорта.
Административные правонарушения, совершенные административным истцом, не посягали на нарушения национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, беспорядков, преступлений против охраны здоровья или нравственности, нарушения прав и свобод других лиц.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия признает оспариваемое решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Цзинь Синя несоразмерным, приводящим к избыточному ограничению прав и свобод иностранного гражданина.
При таком положении, по мнению судебной коллегии, имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 19 июля 2021 года отменить, вынести по делу новое решение:
Признать незаконными решение от 23 ноября 2020 года УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации, вынесенное в отношении гражданина Китайской адрес Цзинь Синя, паспортные данные.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.