Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей С.И. Коневой, А.В. Тиханской, при секретаре Л.Р. Зейналян, с участием прокурора фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2021 года по административному иску Московского регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным бездействия по вопросу назначения кандидатов в территориальные избирательные комиссии,
УСТАНОВИЛА:
Московское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Московской городской избирательной комиссии в назначении кандидатов от парламентских партий при наборе в территориальные избирательные комиссии. Требования мотивированы тем, что при выборе кандидатов на вакантные места в составах территориальных избирательных комиссий города Москвы предпочтения отданы внепарламентским партиям, хотя в данном случае представители от парламентских партий должны быть назначены в приоритетном порядке.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В заседании судебной коллегии представители Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по доверенности фио, фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Московской городской избирательной комиссии по доверенности фио возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что решениями Московской городской избирательной комиссии от 17 декабря 2020 г. N143/1-143/123 сформированы 123 территориальные комиссии в г. Москве, в их составы назначены члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
17 декабря 2020 г. Московской городской избирательной комиссией принято решение N 143/124 о приеме предложений на вакантные места в составах территориальных избирательных комиссий города Москвы, установлен срок приема предложений по кандидатурам на вакантные места согласно приложению до 28 декабря 2020г.
По результатам рассмотрения предложений на вакантные места в составах территориальных избирательных комиссий города Москвы назначены члены территориальных избирательных комиссий горда Москвы, из 123 вакантных мест в территориальных избирательных комиссиях города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" назначено членами территориальный избирательный комиссий 87 кандидатов, что подтверждается решением Московской городской избирательной комиссии N 144/8 от 28 января 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд согласился с доводами административного ответчика о том, что образование вакантных мест в территориальных избирательных комиссиях не связано с досрочным прекращением полномочий членов комиссий, в то же время решения Московской городской избирательной комиссии от 17 декабря 2020г. о формировании и составах территориальных избирательных комиссиях города Москвы не оспорены.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела и собранным по делу доказательствам.
Общие условия и порядок формирования территориальных избирательных комиссий регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 3.1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 6 ст. 26 этого же Федерального закона формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
Согласно п. 4.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 года N192/1337-5, уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8 статьи 24, пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона, должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Таким образом, доводы административного истца о том, что кандидаты парламентской партии должны быть назначены в состав территориальной избирательной комиссии в приоритетном порядке, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку не основаны на нормах действующего избирательного законодательства.
Решение о назначении в составы территориальных избирательных комиссией членов 28 января 2021 года принято уполномоченным коллегиальным органом в пределах компетенции большинством голосов.
В апелляционной жалобе содержится довод о необоснованном отклонении судом ходатайства истца о необходимости привлечения к участию в деле ЦИК России для дачи разъяснений. Однако рассмотрение этого дела без участия ЦИК России, по мнению судебной коллегии, не повлекло принятия незаконного решения. Закон не обязывает суд рассматривать такую категорию дел с участием ЦИК России, а за разъяснениями действующего законодательства истец может обратиться самостоятельно.
Также при рассмотрении дела суд не был связан позицией члена МГИК с правом решающего голоса фио, изложенной в особом мнении, поэтому доводы жалобы об отсутствии оценки в решении этого особого мнения, подлежат отклонению. Решение суда соответствует требованиям статьи 178 КАС РФ, поскольку содержит мотивы принятого решения и исчерпывающий вывод об отказе в удовлетворении административного иска.
Суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.