адм. дело N33а-6231/2021
р/с N2а-22/2021
17 декабря 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Гаражного кооператива "Кантемировский" N13 - фио, представителей фио на решение Нагатинского районного суда адрес от 12 апреля 2021 года, которым постановлено:
"Административные исковые заявления Гаражного кооператива "Кантемировский" N 13, фио, фио, фио, фио к Управе адрес, Префектуре адрес - удовлетворить.
Признать незаконными информационное письмо информационное письмо адрес Царицыно адрес N ЦА-16-498/19 от 20.09.2019 г. и Акт N 1 от 26.09.2019 г. о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Признать незаконным Решение Окружной комиссии при Префектуре адрес по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 27.09.2019 г, отражённого в Протоколе N 9 по вопросу N 15.
В удовлетворении требований к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости о признании незаконным Акта от 07.10.2019 г. N 9052625 о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Гаражный кооператив "Кантемировский" N 13, фио, фио, фио, фио обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Управе адрес о признании незаконными и отмене информационного письма N ЦА-16-498/19 от 20 сентября 2019 года, Акта N 1 от 26 сентября 2019 года, к Префектуре адрес о признании незаконным Решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 27 сентября 2019 года, отражённого в Протоколе N 9, к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес о признании незаконным Акта от 07 октября 2019 года N 9052625, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, что с вышеуказанными информационным письмом, актами и решением не согласны, поскольку кооператив использует земельные участки на законных основаниях, имеет документы на право владения занимаемыми земельными участками, к тому же из указанных документов не ясно, какой именно из 2-х занимаемых земельных участков: 77:05:0005009:17239 или 77:05:0005009:17238 используется административным ответчиком незаконно, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005009:17238 выделен Кооперативу на основании Решения Исполкома Моссовета от 12.03.1979 г. N 596 и от 14.05.1980 г. N 1381, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005009:17239 выделен Кооперативу на основании Решения Исполкома Моссовета от 01.06.1972 г. N 1087 и от 02.11.1973 г. N 347, указанные Решения не отменены, не изменены и не оспорены в суде. Более того, из информационного письма не ясно, какие именно из двух принадлежащих ГК "Кантемировский" ворот намерена снести Управа. Указанные в оспариваемых документах адреса за гаражным кооперативом не закреплены, металлические ворота на этих участках не располагаются.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административных истцов ГК "Кантемировский" N 13, фио - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что решение Нагатинского районного суда адрес от 12 апреля 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов настоящего административного дела следует, что 02 сентября 2019 года Управой адрес, в результате обследования земельного участка с кадастровым номером N 77:05:0005009:17239, площадью 4200 кв.м, расположенного по адресу: адрес, выявлен незаконно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства - металлические ворота, площадью 16 кв. м, расположенные при въезде на автостоянку ГК "Кантемировский" N 13 Данный факт зафиксирован в акте N 1.
Решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории южного административного округа адрес от 10 сентября 2019 года N 7 указанный объект признан незаконным, подлежащим демонтажу.
Информационным письмом от 20 сентября 2019 года N ЦА-16-498/9 Глава адрес Царицыно адрес сообщил ГК "Кантемировский" N 13 о принятом решении Окружной комиссии и предложил в срок до 24 сентября 2019 года произвести демонтаж металлических ворот, о чем уведомить Управу района. В этом же письме сообщалось, что в случае невыполнения выявленных нарушений, демонтаж металлических ворот будет осуществлен силами ГБУ адрес адрес.
Актом N 1 от 26 сентября 2019 года адрес Царицыно адрес установлено наличие двух объектов некапитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 77:05:0005009:17239 и 77:05:0005009:17238 общей пл. 8700 кв.м. по адресу места нахождения: адрес: металлического шлагбаума пл. 16 кв.м. (ворота) и железобетонного забора 320 кв.м.
27 сентября 2019 года состоялось заседание Окружной комиссии адрес по пресечению самовольного строительства на территории адрес, решения которой были изложены в Протоколе N 9. Вопросом N 15 заседания был рассмотрен вопрос о железобетонном ограждении и шлагбауме, расположенных на пересечении адрес с адрес (уточнён: адрес адрес), правообладатель которых не был установлен, основание - Акт N 1 от 26 сентября 2019 года адрес Царицыно адрес. Принято решение демонтировать незаконно размещенные объекты.
24 марта 2020 года между Департаментом городского имущества адрес и адрес Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" заключён Договор N М-05-612810 безвозмездного пользования земельным участком пл. 15 397 кв.м. с адресными ориентирами: адрес, строительство дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от адрес Шестопалова до Павелецкого направления адрес из состава земель населённых пунктов, предоставляемый в безвозмездное пользование для целей реализации уставной деятельности сроком на 11 месяцев 28 дней.
Госинспекцией по недвижимости 07 октября 2019 года проведено обследование земельного участка с адресными ориентирами: адрес, пересечение адрес с адрес, кадастровый номер 77:05:0005009:17239, площадью 5700 кв.м, по результатам которого составлен акт N 9052625 о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В ходе ранее проведённого планового (рейдового) обследования было установлено, что вышеуказанный участок земельно-правовыми отношениями не обременен, однако огорожен и доступ на него ограничен.
На участке были расположены следующие капитальные объекты: нежилое одноэтажное кирпичное здание гаража 1976 года постройки с адресным ориентиров: адрес, здание имеет кадастровый номер 77:05:0005009:1147 и площадь 4751, 1 кв.м, по информации, размещённой на официальной сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, помещения в здании находятся в частной собственности. Фактически здание используется под размещение гаражных боксов, нежилое одноэтажное кирпичное здание сторожки 1976 года постройки с адресным ориентиром: адрес, стр. 2, здание имеет кадастровый номер 77:05:0005009:1148 и площадь 66, 6 кв. м.
По информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, собственность на здании отсутствует, фактически здание используется под размещение автосервиса; нежилое одноэтажное кирпичное здание мастерской 1982 года постройки с адресным ориентиров: адрес, стр. 5. Здание имеет кадастровый номер 77:05:0005009:1151 и площадь 149, 1 кв. м По информации, размещенной на официальной сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестра собственность на здании отсутствует. Фактически здание используется под размещение автосервиса.
Между строениями с адресными ориентирами адрес и адрес, стр. 2 была возведена одноэтажная кирпичная пристройка площадью 95 кв. адрес на кадастровый учет поставлена не была, в собственность не оформлена, в БТИ не учтена. Пристройка использовалась не установленными лицами под размещение автомойки и шиномонтажа.
По данным ИС РЕОН, ИАИС ОГД, ИАС УГД разрешительная документация на возведение пристройки отсутствовала, земельный участок под строительство и реконструкцию не предоставлялся.
Одноэтажная кирпичная пристройка между строениями с адресными ориентирами: адрес и адрес, стр. 2 площадь. 95 кв.м используемая под автомойку, создана на земельном участке, не предоставленном (не отведенном) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которой внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
На основании обследования, проведенного на указанном земельном участке 07 октября 2019 года, выявлено, что одноэтажная кирпичная пристройка между строениями с адресными ориентирами адрес, и адрес, стр. 2 площадью 95 кв.м. использовавшаяся под автомойку, демонтирована.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что в письме Главы адрес Царицыно адрес от 20 сентября 2019 года N ЦА-16-498/9 указано требование о демонтаже металлических ворот 16 кв.м. и бетонного забора 320 м, расположенных по адресу: адрес на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005009:17239, однако, согласно Распоряжению Префекта адрес от 19 августа 2004 года N 01-41-2052 "Об утверждении списков адресов жилых и нежилых строений, расположенных на адрес, районов: Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное, Царицыно" за ГК "Кантемировский" N 13 закреплены основные адреса объектов: адрес и адрес, стр. 2, при этом адрес адрес за ГК "Кантемировский" N 13 не закреплён, земельный участок с указанным кадастровым номером, как и металлические ворота по этому адресу не располагаются, что подтверждается копией Распоряжения. адрес с кадастровым номером 77:05:0005009:17238, площадью 3000 кв.м, был выделен в пользование и владение ГК "Кантемировский" N 13 под строительство капитальных объектов недвижимости на основании решений Исполкома Московского Совета от 12 марта 1979 года N 596 и от 14 мая 1980 года N 1381, что подтверждается копией соответствующих решений и копией Акта N 99/9-К от 11.09.1980 г, выданных Управлением регулирования застройки и отвода земель Главного архитектурно-планировочного управления адрес комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся, согласно Акту N 99/9-К от 11.09.1980 г..об отводе данного земельного участка, в его пункте XI указано, что титулодержателем земельного участка является ГК "Кантемировский" N 13 Указанные металлические ворота в 16 кв.м, на которые ссылается Управа адрес в Акте, располагаются на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005009:17238, общей площадью 3000 кв.м, что не оспаривается Управой адрес, в связи с чем, требование оспариваемого письма о демонтаже тех же ворот на другом земельном участке и по другому адресу не
может быть признано судом правомерным ввиду ошибочности данного указания, поэтому требование о признании незаконным письма Главы адрес Царицыно адрес от 20 сентября 2019 года N ЦА-16-498/9 подлежит удовлетворению, равно как и требования о признании незаконным Акта N 1 от 26 сентября 2019 года о выявлении незаконно размещённого объекта, не являющегося объектом капитального строительства, а также решения Окружной комиссии от 27 сентября 2019 года, изложенное в Протоколе N 9 заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес, поскольку в оспариваемых акте и решении также неправильно указаны адресные ориентиры и кадастровый номер земельного участка, на котором расположены металлические ворота 16 м, что может вызвать при реализации указанных документов возможность демонтажа не относящихся к данной ситуации объектов некапитального строительства. При этом действия Госинспекции по недвижимости по составлению Акта N 9052625 от 07 октября 2019 года суд первой инстанции посчитал законными и обоснованными, поскольку они входят в полномочия данного органа, акт составлен по результатам обследования земельного участка и представляет собой способ фиксации обстоятельств, установленных в ходе обследования, нарушений действующего законодательства со стороны Госинспекции по недвижимости по адрес не установлено, оспариваемые действия совершены в рамках предоставленных инспекции законом полномочий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 6 статьи 4 Закона адрес N 48 от 19 декабря 2007 года "О землепользовании в адрес" предусмотрено, что основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности адрес и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти адрес), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами адрес. Этими же договорами устанавливаются и условия использования земельных участков (статья 8 названного Закона адрес).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона адрес N 48 от 19 декабря 2007 года органы исполнительной власти адрес осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности адрес; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, Госинспекция является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории адрес и за ее пределами, находящихся в собственности адрес, в том числе являющихся объектами культурного наследия, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории адрес, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности адрес и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
С целью предотвращения и пресечения правонарушений в области использования объектов недвижимости постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1274-ПП "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти адрес по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений" на Госинспекцию по недвижимости адрес возложено систематическое осуществление обследования (визуальные осмотры, мониторинг) территорий, зданий и сооружений. В соответствии с названным постановлением утвержден порядок осуществления обследований территорий, зданий и сооружений, не требующих взаимодействия с их пользователем, оснований полагать его нарушенным в рассматриваемом случае при составлении рапорта не имеется.
Согласно пункту 2.3.5 Положения о префектуре административного округа адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префектура обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек.
Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (далее - Положение о взаимодействии) и утвержден Порядок выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов.
В соответствии пунктом 2 Положения о взаимодействии рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия).
В случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, или подтверждения поступившей информации о незаконном размещении объекта обязанность по составлению акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, возложена на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее по тексту - Госинспекция по недвижимости адрес) (п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП).
Пунктом 4.4. постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП предусмотрено, что в течение одного рабочего дня с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, Госинспекция по недвижимости адрес направляет указанный акт в префектуру административного округа адрес для принятия соответствующего решения.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта обследования земельного участка направляет указанный акт в префектуру соответствующего административного округа адрес (пункт 6 Положения о взаимодействии).
Префектура административного округа адрес обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (пункты 7 - 7.3 Положения о взаимодействии).
В соответствии с пунктом 2.2.1 Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП, комиссия вправе принимать решение о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов).
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности с вышеприведенными нормами действующего законодательства, судебная коллегия полагает, что оспариваемые административными ответчиками акты вынесены в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленной нормативно-правовыми актами компетенции, соответственно, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, оснований для признании их незаконными и отмены не имеется.
При этом ссылка административных истцов на неверно указанный адрес подлежащих демонтажу объектов недвижимости, основанием для признания незаконными вышеназванных, принятых в соответствии с требованиями действующего законодательства, актов не является, расценивается судебной коллегией как техническая ошибка, не влияющая на правомерность принятых решений, поскольку достоверно позволила идентифицировать неправомерно используемые ГК "Кантемировский" по адресу их местонахождения подлежащих сносу и в настоящее время снесенных объектов недвижимости. адрес, на котором расположены объекты, подлежащие демонтажу, находится в фактическом владении гаражного кооператива, указанные объекты используются административным истцом, несмотря на наличие информации о незаконности их размещения на земельном участке, расположение указанных объектов на принадлежащим ГК "Кантемировский" земельном участке подтверждено административными истцами.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным информационного письма адрес Царицыно адрес N ЦА-16-498/19 от 20 сентября 2019 года и Акта N 1 от 26 сентября 2019 года о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, а также признания незаконным Решения Окружной комиссии при Префектуре адрес по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 27 сентября 2019 года, отражённого в Протоколе N 9 по вопросу N 15.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность отсутствует, у судебной коллегии не имеется оснований полагать оспариваемые действия и решения незаконным и нарушающим права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда адрес от 12 апреля 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Гаражного кооператива "Кантемировский" N 13, фио, фио, фио, фио к Управе адрес, Префектуре адрес, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости о признании незаконными информационного письма адрес Царицыно адрес N ЦА-16-498/19 от 20 сентября 2019 года, акта N 1 от 26 сентября 2019 года, решения Окружной комиссии при Префектуре адрес по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 27 сентября 2019 года, акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости от 07 октября 2019 года N 9052625 - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.