Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Москве административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации к Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве.
В обоснование заявленных требований Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сослалось на то, что Региональная общественная организация Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве (далее - Организация) зарегистрирована в качестве юридического лица, сведения об административном ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером *. Также запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным N *.
Главным управлением в отношении административного ответчика проводились контрольные мероприятия, в ходе которых были выявлены различные нарушения, в том числе, Организацией не были представлены все документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки, включая протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления; акты финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2018 и 2019 финансовые годы.
Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов не отнесено полномочие по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В нарушение положений Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) Организацией не представлены в Главное управление сведения об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, по которому осуществляется с ним связь.
В нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях") административным истцом отчет о деятельности Организации на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за 2018 год не размещен.
Согласно Протоколу общего собрания учредителей от 4 июня 2018 года N 1 Ревизором Организации избран *. Однако согласно ответу Организации от 30 июля 2020 года в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности Ревизор не назначался, что свидетельствует о недостоверности заявленных сведений.
В ходе проведения проверок установлено нарушение Организацией положений абзаца 4 статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ, а также пункта 1.5 Устава Организации, заключающееся в несоблюдении территориальной сферы деятельности, определенной Организацией в пределах одного субъекта Российской Федерации - г. Москвы. Также выявлены факты осуществления Организацией деятельности, противоречащей целям, заявленным в Уставе Организации, иные нарушения.
Несмотря на неоднократные предупреждения, привлечение к административной ответственности в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный ответчик не устранил допущенные нарушения.
В такой ситуации административный истец просит ликвидировать Региональную общественную организацию Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Иванов Н.С. заявленные требования поддержал.
Представитель Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве по доверенности Каюмов Р.Х. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве по доверенности Рашидова Д.О. оставила решение о ликвидации общественной организации на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры г. Москвы по доверенности Клевцова Е.А. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что административное исковое заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
В свою очередь пунктом 5 ч. 1 ст. 20 КАС РФ предусмотрено, что Московский городской суд как суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года N 25, Главное управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений и иных некоммерческих организаций. Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве правомочно на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В свою очередь абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как разъяснено в пунктах 26, 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", п оскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.
Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Оценивая доводы административного истца о том, что Организацией в ходе осуществления своей деятельности было допущено неоднократное, грубое и систематическое нарушение действующего законодательства, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Судом установлено, что 21 августа 2018 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве принято решение о регистрации некоммерческой организации Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве (л.д. 35). Сведения о государственной регистрации Организации внесены в ЕГРЮЛ 29 августа 2018 года.
В соответствии со свидетельством о регистрации административного ответчика местом нахождения Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве является: г. Москва, *, кв. *.
Из материалов дела также следует, что распоряжением Главного управления от 5 июня 2020 года N * назначена и проведена внеплановая документарная проверка Организации с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, не позднее 6 июля 2020 года (л.д. 82-87). Срок проведения проверки установлен с 6 июля 2020 года по 31 июля 2020 года. Уведомление о проведении проверки от 5 июня 2020 года (л.д. 80-81) было своевременно направлено Организации, однако вернулось в Главное управление в связи с неудачной попыткой вручения (л.д. 88-91).
В силу ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Организацией документы для проведения проверки представлены 16 июля 2020 года (л.д. 102). Между тем в полном объеме документы, на необходимость представления которых было указано в распоряжении Главного управления от 5 июня 2020 года, представлены не были.
В связи с непредоставлением полного комплекта документов 29 июля 2020 года в адрес административного ответчика был направлен запрос о предоставлении протоколов заседаний Правления за период с 30 августа 2018 года по 31 мая 2020 года; актов (заключений) Ревизора о финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2018, 2019 годы; сведений о конкретных проводимых Организацией публичных мероприятиях, конференциях, семинарах и т.д, а также об участии Организации в мероприятиях совместно с иными лицами; сведений о литературе, используемой в деятельности Организации; сведений (переписки) по обращениям, направленным в Правление Организации (л.д. 105-106). Запрос о предоставлении документов вернулся в Главное управление (л.д. 107-108). Одновременно информация о дополнительном запросе документов была доведена до представителя административного ответчика (л.д. 109-111).
В ответ на запрос руководителем Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве 30 июля 2020 года представлена пояснительная записка, в которой содержалась информация о том, что заседания Правления не проводились; из-за отсутствия финансово-хозяйственной деятельности Ревизор не назначался; мероприятия Организацией не проводились; литературы, используемой в деятельности Организации не имеется; обращений, направленных в Правление, не поступало (л.д. 112).
По результатам проведения проверки комиссией 31 июля 2020 года составлен акт, согласно которому в деятельности Организации выявлены следующие нарушения: в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов не отнесено полномочие по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, пункта 5.16 Устава не представлены на проверку протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления.
В нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ и статей 5.35 и 5.36 Устава Организации, на проверку не представлены акты финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2018 и 2019 финансовые годы.
Указанный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Организации www.tatar-shtab.ru адрес (*) не соответствует адресу (месту нахождения) Организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ (*, кв. *). Вместе с тем в нарушение абзаца 8 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ Организация не представила в Главное управление сведения об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, по которому осуществляется с ним связь.
В нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ Организация отчет о деятельности на информационном портале http://unro.minjust.ru за 2018 год не разместила.
Согласно Протоколу общего собрания учредителей от 4 июня 2018 года N 1 Ревизором Организации избран *. Однако согласно ответу Организации от 30 июля 2020 года, в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности Ревизор не назначался, что свидетельствует о недостоверности заявленных сведений.
В нарушение требований подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ и пункта 5 распоряжения Главного управления 5 июня 2020 года Организацией в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, в полном объеме не представлены. Так административным ответчиком не представлены протоколы общего собрания членов Организации за 2020 год, а также протоколы Правления за проверяемый период.
В ответе от 30 июля 2020 года за подписью руководителя Организации указано, что мероприятия не проводились, однако на сайте Организации www.tatar-shtab.ru размещены публикации о проведенных в 2018 году мероприятиях: встреча делового клуба Организации, вечер знакомств, выступление представителя Организации на мероприятии "Шатер Рамадана", проведение круглых столов, участие в общегородском празднике Сабантуй, а также о других мероприятиях; размещена информация о работе созданных при Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве клубах, собраниях.
По окончании срока проведения внеплановой проверки Главным управлением Правлению Организации 3 августа 2020 года направлен акт проверки в двух экземплярах для подписания, а также 5 августа 2020 года вынесено письменное предупреждение с требованием устранить допущенные нарушения в срок до 30 сентября 2020 года, которое Организацией не исполнено.
Акт проверки от 31 июля 2020 года, направленный в адрес Правления Организации, вернулся в Главное управление в связи с истечением срока хранения. Предупреждение от 5 августа 2020 года вернулось в Главное управление в связи с неудачной попыткой вручения.
В связи с неисполнением вынесенного предупреждения от 5 августа 2020 года Главным управлением 29 января 2021 года Организации повторно вынесено предупреждение, в котором указано на обязанность устранения выявленных нарушений до 29 марта 2021 года (л.д. 145-146), которое также Организацией не исполнено.
За неисполнение законных требований Главного управления 14 мая 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 148-154).
17 июня 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка N 374 Таганского района города Москвы вынесено постановление о привлечении Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 155-158).
Административным ответчиком постановление по делу об административном правонарушении не обжаловалось.
В последующем распоряжением Главного управления от 13 апреля 2021 года N * в период с 4 мая 2021 года по 28 мая 2021 года назначена и проведена внеплановая документарная проверка деятельности Организации (л.д. 162-164).
Уведомление о проведении проверки от 14 апреля 2021 года с приложением направлено в Организацию и получено последней 19 мая 2021 года. Кроме того, копия уведомления с приложением вручена 14 мая 2021 года представителю Организации, действующему на основании доверенности - *, что подтверждается соответствующей распиской на уведомлении (л.д. 171-172).
Документы представлены административным ответчиком в установленный срок 28 мая 2021 года, то есть в течение десяти рабочих с момента получения уведомления, однако указанные документы представлены не в полном объеме.
По результатам проведения проверки составлен акт от 28 мая 2021 года (л.д. 176-193), согласно которому выявлены нарушения территориальной сферы деятельности организации, а именно факты участия и проведения Организацией мероприятий в Республике Татарстан и Республике Удмуртия. Так, на сайте Организации размещена информация о проведении административным ответчиком на территории Республики Татарстан (г. Нижнекамск и с. Красный Бор) акции "Собери ребенка к школе"; о проведении в августе 2020 года в г. Казани (Республика Татарстан) презентации одного из своих подразделений под названием "Штаб татарской молодежи Москвы"; о проведении в сентябре 2020 года в г. Ижевске (Республика Удмуртия) совместного мероприятия Штаба татарской молодежи (подразделения Организации) с представителями Союза татарской молодежи Республики Удмуртия "Иман Яшьляре".
Также в нарушение подпункта 1 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, пунктов 5.2.1, 5.16 Устава, в проверяемом периоде деятельность высшего органа управления Организации (Общего собрания учредителей) и постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (Правления) Организацией не осуществлялась. Таким образом, Организацией нарушен порядок управления Организацией.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ на официальном сайте Организации размещена информация о консультативном органе Организации ("Совет Татарских и Башкирских аксакалов Москвы"), сведения о котором не отражены в Уставе Организации.
В нарушение требований части 2 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ Организация использует в своей печати символику, описание которой отсутствует в уставе.
Кроме того, на сайте Организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержится раздел "Благотворительный фонд Штаба татар Москвы". В указанном разделе имеется возможность осуществления пожертвования в электронном виде с указанием реквизитов электронного кошелька, принадлежащего физическому лицу, а также отметкой о том, что пожертвование не будет получено Организацией.
В нарушение требований пунктов 4, 6 абзаца 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, подпунктов 1 и 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ Организацией не представлены на проверку в полном объеме документы, указанные в пункте 13 Распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 13 апреля 2021 года.
Так, на проверку не представлены документы (сведения) за период деятельности Организации с 1 июня 2020 года по 31 марта 2021 года: протоколы заседаний постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления; протоколы заседания высшего органа управления Организации - Общего собрания членов Организации; сведения о конкретных мероприятиях деятельности (периодичность, форма проведения, место проведения, списки участников, программы (буклеты) для участников и организаторов мероприятий и т.п.) проводимых Организацией, в том числе о проводимых Организацией публичных мероприятиях, конференциях, семинарах и т.д, о реализуемых программах, а также об участии Организации в мероприятиях совместно с иными лицами; сведения о литературе, используемой в деятельности Организации (издаваемая и распространяемая), образцы распространяемых юридическим лицом информационных материалов: флаеров, буклетов, брошюр, книг, журналов и других информационных материалов; сведения о публикациях в СМИ и в сети "Интернет" о деятельности Организации, сведения о распространяемых Организацией литературе, печатных, аудио - и видеоматериалах и источниках их получения; копии планов текущей деятельности, годовых бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов (при наличии); сведения об осуществляемой Организацией предпринимательской деятельности, а также об учрежденных (созданных) Организацией коммерческих и некоммерческих организациях, средствах массовой информации с указанием их полного наименования, места нахождения, Ф.И.О. руководителей; сведения о счетах Организации в финансово-кредитных организациях а также выписки по счетам Организации в финансово-кредитных организациях (в части использования сервиса ООО НКО "Юмани", являющейся небанковской кредитной организацией); письменные пояснения Организации по факту неисполнения вынесенных письменных предупреждений.
Наличие выявленных нарушений в ходе проведенных с 6 июля 2020 года по 31 июля 2020 года и с 4 мая 2021 года по 28 мая 2021 года проверок административным ответчиком не оспаривалось, однако представителем Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве указано, что часть выявленных нарушений была устранена, иные нарушения являются устранимыми. Также представитель административного ответчика сослался на то, что нарушения территориальной сферы деятельности Организацией допущено не было, поскольку в выездных мероприятиях участвовал руководитель Организации * как физическое лицо.
Между тем суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного ответчика и полагает, что допущенные Организацией нарушения носят неоднократный, грубый и систематический характер.
Как было указано выше, нарушения, указанные в а кте проверки от 31 июля 2020 года, нашли своё подтверждение в ходе исследования представленных в материалы дела доказательств. Факт совершения указанных нарушений подтверждается и постановлением по делу об административном правонарушении от 17 июня 2021 года. Между тем, несмотря на вынесение в адрес административного ответчика двух предупреждений, Организацией после окончания проверки вновь были допущены нарушения действующего законодательства. Таким образом, допущенные Региональной общественной организацией Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве нарушения являются неоднократными.
Доводы административного ответчика о том, что истребованные в ходе проведения проверки документы не могли быть представлены ранее 16 июля 2020 года в связи с введением на территории г. Москвы мер по противодействию новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты во внимание.
Так, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории г. Москвы были введены ограничительные меры по посещению гражданами различных организаций, а на граждан возложена обязанность не покидать места проживания. Между тем в связи с изданием 8 июня 2020 года Мэром Москвы указа N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" введенные ограничения были отменены.
Кроме того, документы, на необходимость представления которых было указано административным истцом, были представлены не в полном объеме.
Позиция административного ответчика о том, что вмененное нарушение по непредставлению документов, было устранено на момент разрешения административного спора, а также, что административным ответчиком в соответствии с положениями ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 7 октября 2010 года N 252, были размещены соответствующие сведения на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации, сама по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку совокупность исследованных по делу доказательств позволяет прийти к выводу о том, что данное нарушение было не единственным, а Организацией допущены и иные нарушения, в том числе грубого характера.
Суд также отмечает, что представленные административным ответчиком документы (протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления; акты финансово-хозяйственной деятельности за 2018, 2019 финансовые годы; сведения о проведенных мероприятиях; сведения об используемой литературе) свидетельствуют о том, что изначально административным ответчиком в пояснительной записке от 30 июля 2020 года была изложена заведомо недостоверная информация (о том, что заседания Правления не проводились; финансово-хозяйственная деятельности не осуществлялась; мероприятия Организацией не проводились; литературы, используемой в деятельности Организации не имеется).
То обстоятельство, что, по указанию административного ответчика, допущенные нарушения, выразившиеся в непредставлении необходимых документов для проведения проверки, вызваны ненадлежащими действиями представителя Организации - *, доверенность на имя которого в настоящее время отозвана, не может быть расценено в качестве уважительной причины нарушения требований действующего законодательства. Более того, пояснительная записка от 30 июля 2020 года подписана непосредственно руководителем Региональной общественной организацией Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве *.
Относительно вменяемого административному ответчику нарушения в виде нарушения абзаца 8 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, то есть не представления в Главное управление сведений об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, суд учитывает, что действительно государственная регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости допустима только при наличии согласия его собственника (пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 61). В материалы дела представлено согласие собственника помещения на регистрацию юридического лица. Однако административным истцом указано на то обстоятельство, что на сайте Организации указан иной адрес (*), чем содержащийся в ЕГРЮЛ (*, кв. *). Сведения об устранении названного нарушения суду представлены не были.
Также, вопреки доводам административного ответчика, не представляется возможным говорить об устранении нарушений законодательства в части внесения в Устав организации положений об отнесении к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов полномочия по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора; внесения в Устав сведений о консультативном органе - Совете татарских и башкирских аксакалов Москвы; внесения в Устав сведений об используемой Организацией символике, поскольку новая редакция Устава Организации не зарегистрирована в установленном порядке. Напротив, административным истцом указано, что в регистрации внесения изменений в Устав отказано.
Судом также установлено совершение административным ответчиком грубых нарушений, а именно несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан. При этом судом отклоняются доводы заявителя о том, что в выездных мероприятиях руководитель Организации * участвовал как физическое лицо.
Так, административным ответчиком представлено два приглашения, адресованных *, для участия 20 августа 2018 года в мероприятии, посвященном празднику "Курбан-Байрам" на территории с. Красный Бор Аргызского района Республики Татарстан, и 10 сентября 2020 года в мероприятии, посвященном вопросам сохранения самобытности, развития татарского языка в молодежной среде, в г. Ижевске Удмуртской Республики.
В свою очередь из размещенных на сайте организации публикаций следует, что 4 августа 2020 года Организацией была проведена акция "Собери ребенка к школе" в детском доме г. Нижнекамска и в с. Красный Бор Аргызского района (л.д. 198). 31 августа 2020 года в г. Казань прошла презентация "Штаба татарской молодежи Москвы" (л.д. 199). 30 сентября 2020 года Штаб татарской молодежи принимал участие в мероприятиях в г. Ижевске (л.д. 202). 11 февраля 2021 года Организацией была проведена неделя в рамках года родных языков в Республике Татарстан (л.д. 217).
Таким образом, указанные мероприятия проводились непосредственно Региональной общественной организацией Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве и в даты, отличные от дат, указанных в приглашениях.
Названные нарушения в силу разъяснений, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64, являются грубыми и являются самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований о ликвидации Организации.
Кроме того, нарушения территориальной сферы деятельности Организации носят систематический характер. Так, 24 августа 2018 года на сайте административного ответчика была опубликована информация о том, что в с. Красный Бор Аргызского района Республики Татарстан Региональная общественная организация Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве была организована раздача мяса, при поддержке административного ответчика в мечети были организованы различные мероприятия (л.д. 41).
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел своё подтверждение факт совершения административным ответчиком вменяемых ему нарушений, принимая во внимание, что допущенные Организацией нарушения носят существенный характер, часть нарушений является грубыми и неустранимыми, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о л иквидации Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве.
Настоящее решение в соответствии с приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 года N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" является основанием для исключени сведений об Организации из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Региональную общественную организацию Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве (ОГРН 1187700015667).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.