Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при ведении протокола судебного заседания помощником Лучкиной С.П., с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 2035 /2021 по административному исковому заявлению ООО "АПШЕРОН" о признании недействующими отдельных положений Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595 "Об утверждении проекта межевании территории квартала",
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года утвержден разработанный ГБУ "ГлавАПУ" по заказу Депатамента городского имущества города Москвы проект межевания территории квартала N 555 района Хамовники, ограниченного Смоленским бульваром, 1-м Неопалимовским переулком, Земледельческим переулком, Ружейным переулком.
Поименованный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте Правительства Москвы https :// www. mos. ru 26 сентября 2017 года.
Из пункта 1.1 проекта следует, что он является актуализацией ранее выполненного проекта межевания N 01.09.034.2005. Территория проекта межевания расположена в районе Хамовники Центрального административного округа города Москвы, ограничена Смоленским бульваром, 1-м Неопалимовским переулком, Земледельческим переулком, Ружейным переулком. Подтверждено размещение на территории межевания 31 здания и сооружения, прошедших техническую инвентаризацию. При обосновании местоположения границ земельных участков в соответствии с требованиями части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ учтены как особенности фактического использования, так и расчетного обоснования размеров земельных участков.
Проект межевания касается 37 земельных участков. Земельный участок N 4 площадью 0, 032 га выделяется для эксплуатации здания кафе-ресторана по адресу: 1-й Неопалимовский пер, д.6. Здание является объектом культурного наследия. Доступ на участок осуществляется со стороны 1-го Неопалимовского переулка через участок N 5. Участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - зона охраняемого культурного слоя. Земельный участок N 5 площадью 0, 310 га устанавливается жилому дому по адресу: Смоленский бульвар, дом 13 строение 8, что обеспечивает нормативно необходимый размер территории. Площадь земельного участка с минимальными обременениями составляет 0, 224 га. Доступ на участок осуществляется со стороны 1-го Неопалимовского переулка. Участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - зона охраняемого культурного слоя.
Административный истец ООО "АПШЕРОН" является собственником здания с кадастровым номером 77:01:0005002:4313, которое находится на земельном участке N 4.
Административный истец ООО "АПШЕРОН" обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил признать недействующим Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" в части образования участка N 4 для эксплуатации кафе-ресторана площадью 0, 032 га по адресу: город Москва, 1-й Неопалимовский переулок, дом 6, и участка N 5 жилому дому площадью 0, 310 га по адресу: город Москва, Смоленский бульвар, дом 13 строение 8.
По мнению административного истца, земельные участки находятся в границах разных территориальных зон (многоквартирный дом в границах зоны сохраняемого землепользования с условным обозначением "Ф"; земельный участок истца находится в границах охранной зоны объектов культурного наследия), при этом пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. К земельному участку N 5 многоквартирного жилого дома отошла территория, на которой находится сооружение (ограда), принадлежащее административному истцу, которое является частью объекта культурного наследия. Объектом культурного наследия регионального значения является здание административного истца "Дом с оградой, 1910г.г, архитектор А.Ф. Мейснер, в котором он жил и работал в 1910-1935г.г.", что подтверждается представленным в материалы дела историко-культурным исследованием. Как указал административный истец, земли, занятые объектами культурно-исторического назначения, не могут использоваться для иных целей, в том числе, для обслуживания многоквартирного дома. Как указал административный истец, принадлежащее ему ограждение, включенное в границы земельного участка N 5, является принадлежностью здания, направлено на его обслуживание, образует закрытый внутренний двор. Кроме того, по мнению административного истца, площадь земельного участка, отведенная многоквартирному дому, является избыточной, отведенная площадь включает проезд общего пользования, что противоречит пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представители административного истца ООО "АПШЕРОН" административные исковые требования с учетом заявленных уточнений поддержали в полном объеме.
Представители административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по доводам письменных пояснений. Со стороны заинтересованного лица Департамента культурного наследия города Москвы представлены возражения на административное исковое заявление. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, ГБУ города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москмархитектуры", представители которого в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, представили письменные возражения.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Клевцовой Е.А, полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
В силу пунктов "в", "к", статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить указанному Кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
К градостроительным отношениям помимо прочего применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункты 1, 4).
Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования и генеральные планы. Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления; порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", поскольку полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Согласно пункту 4.2.8 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, полномочие по утверждению проекта межевания территории отнесено к ведению Департамента городского имущества города Москвы.
Проект межевания территории квартала N 555 района Хамовники, ограниченного Смоленским бульваром, 1-м Неопалимовским переулком, Земледельческим переулком, Ружейным переулком утвержден Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года, прошел процедуру публичных слушаний (проведение экспозиции с 24 февраля 2016 года по 02 марта 2016 года, проведение собрания 30 марта 2016 года по адресу: город Москва, 1-й Неопалимовский переулок, дом 10). Информация о проведении публичных слушаний была размещена в газете "Москва-Центр" N 5 (637) от 12 февраля 2016 года, опубликована на официальном сайте управы района Хамовники, объявления размещены на информационных стендах района и в подъездах жилых домов.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением процедур, установленных статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно части 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого акта) официальным опубликованием правовых актов органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела усматривается, что оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) 26 сентября 2017 года, то есть в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц, вступил в силу.
Проверяя законность Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года в оспариваемой административным истцом части, суд приходит к следующему.
Как указал административный истец, незаконность Распоряжения обусловлена тем, что в состав земельного участка N 5, отведенного многоквартирному дому, вошла территория, на которой расположено сооружение (ограждение), принадлежащее административному истцу.
Согласно представленным сведениям из государственного кадастра недвижимости за собственниками помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005002:4957 (Москва, Смоленский бульвар, вл. 3 стр.8).
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на запрос Московского городского суда сведения об указанном выше земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 сентября 2014 года. Площадь участка составляет 2 246 кв.м, участок находится в общей долевой собственности жителей многоквартирного дома, дата возникновения права собственности - 19 сентября 2014 года.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета.
В силу статьи 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 приложения к постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 449-ПП "Об утверждении положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировке территории в городе Москве" структура и состав проекта планировки территории учитывает существующие границы, номера, адресные ориентиры и сведения о площади сохраняемых и образуемых земельных участков.
Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок под многоквартирным домом с кадастровым номером 77:01:0005002:4957 площадью 2 246 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 19 сентября 2014 года, тогда же у жителей многоквартирного дома возникло право собственности на данный земельный участок, при формировании и утверждении проекта межевания Распоряжением от 26 сентября 2017 года N 31595 границы данного земельного участка не могли быть пересмотрены в сторону их уменьшения, поскольку на момент принятия Распоряжения данный земельный участок не являлся собственностью публично-правового образования.
Права жителей многоквартирного дома на земельный участок площадью 2 246 кв.м. возникли на основании иного нормативного правового акта и не могли быть пересмотрены Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595. Находящееся частично в границах данного земельного участка имущество административного истца (ограждение) не свидетельствует о незаконности Распоряжения N 31595 "Об утверждении проекта межевании территории квартала", поскольку названным Распоряжением может быть определена правовая судьба только тех земельных участков, которые не сформированы, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет и на момент издания Распоряжения данные земельные участки находятся в собственности соответствующего публично-правового образования.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 года, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случаях, прямо предусмотренных законом.
Таким образом, признание недействующим Распоряжения не повлечет возможности формирования земельного участка, на котором находится имущество административного истца, для отведения административному истцу, поскольку на данный участок уже зарегистрировано право собственности жителей многоквартирного дома, он не относится к собственности публичного образования, право собственности на земельный участок возникло на основании иного акта.
При этом, земельный участок под зданием административного истца с кадастровым номером 77:01:0005002:4313 не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, следовательно, он сформирован оспариваемым Распоряжением из имеющихся территорий публично-правового образования.
Ранее Распоряжением Департамента от 27 января 2006 года N 9 был утвержден проект межевания территории, согласно которому для эксплуатации здания административного истца были определены границы земельного участка проектной площадью 0, 033 га по фактическому землепользованию. 03 мая 2011 года Департаментом по заявке административного истца ООО "АПШЕРОН" выпушено Распоряжение N 2281 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному оринентиру:1-й Неопалимовский пер, вл.6 на кадастровой карте территории", предусматривающее образование земельного участка в границах, соответствующих утвержденному проекту межевания территории. Данное Распоряжение не было реализовано в связи с его обжалованием ООО "АПШЕРОН" в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, в удовлетворении требований ООО "АПШЕРОН" отказано. При этом в судебных актах нашли свое отражение доводы административного истца, указывающего на необходимость предоставления ему земельного участка, занятого ограждением. Поскольку указанные выше акты реализованы не были, Департаментом городского имущества города Москвы проведена актуализация проекта межевания территории путем принятия Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595 "Об утверждении проекта межевании территории квартала", которым административному истцу сформирован земельный участок за счет свободных земель публично-правового образования площадью 0, 032 га. В ходе процедуры публичных слушаний от административного истца поступали предложения об увеличении границ земельного участка за счет территории земельного участка многоквартирного дома с кадастровым номером 77:01:0005002:4957, постановленного на государственный кадастровый учет 19 сентября 2014 года, которые отклонены заключением Окружной комиссии по результатам публичных слушаний от 28 июня 2016 года.
То обстоятельство, что территория объекта культурного наследия, к которому относится имеющееся в собственности административного истца ограждение, не будет совпадать с территорией земельного участка, отведенного административному истцу, не нарушает положений действующих нормативных правовых актов, поскольку в силу статьи 3.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
Также отклоняется довод административного истца о необходимости согласования Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595 "Об утверждении проекта межевании территории квартала" Департаментом культурного наследия города Москвы, поскольку земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территории (зона охраняемого культурного слоя). В соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории города Москвы. Названное Положение определяет перечень полномочий Департамента, в соответствии с которым Департаменту культурного наследия города Москвы не предоставлено согласование проектов межевания.
Что касается довода административного истца о том, что в состав участка N 5 вошел проезд общего пользования между домами N 6 и N 8 по 1-му Неопалимовскому переулку, суд считает необходимым отметить следующее.
Указанный проезд между домами не является участком улично-дорожной сети, используется как проезд для жителей многоквартирного дома. Кроме того, оспариваемым Распоряжением от 26 сентября 2017 года N 31595 установлен публичный сервитут для прохода и проезда, что в полной мере соответствует положениям статьи 23 Земельного кодекса РФ, согласно которой публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается в том числе, для прохода или проезда через земельный участок.
Кроме того, оспариваемым Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595 определяется правовая судьба земель, принадлежащих публично-правовому образованию, которое по своему усмотрению разрешает указанные вопросы. Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Поскольку доказательств того, что земельный участок, предлагаемый к формированию для административного истца, является недостаточным и не позволит возможность обеспечить функционирование здания, материалы дела не содержат, довод административного истца о том, что смежный земельный участок должен быть сформирован в меньшем размере по сравнению с утвержденным в Распоряжении, судом не может быть принят.
Кроме того, на момент принятия оспариваемого Распоряжения действовало постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП, приложением к которому являлось Временное положение о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы пунктом 1.3 которого предусмотрено, что проекты межевания разрабатываются в соответствии с градостроительными регламентами общего и особого вида, в т.ч. в соответствии с установленными границами и градостроительным назначением участков территории, а в случае отсутствия последних - в соответствии с данными уполномоченных органов о фактическом использовании территорий, зданий, сооружений.
Согласно пункту 3.7 Временного положения проект межевания может быть разработан на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, определяющее границы и градостроительное назначение участков территории, или на основе учета фактического использования территории. Из пояснительной записки к проекту межевания следует, что работа по межеванию была выполнена на основании таких исходных данных как данные бюро технической инвентаризации об общей площади отдельно стоящих жилых и нежилых объектов, площади по наружному обмеру зданий, сведений об этажности, годе постройки, функциональном использовании расположенных на территории объектов и пр, в связи с чем территория, отведенная многоквартирному дому, существенно больше территории, отведенной административному истцу.
Также суд учитывает, что согласно акту выездного обследования от 26 августа 2021 года N 9016135, составленному Госинспекцией по недвижимости, доступ на земельный участок административного истца осуществляется через ворота со стороны 1-го Неопалимовского переулка, а также ворота со стороны придомовой территории. Доступ (проезд) к зданию со стороны 1-го Неопалимовского переулка не ограничен.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "Апшерон" о признании недействующими отдельных положений Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26 сентября 2017 года N 31595 "Об утверждении проекта межевании территории квартала".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.