Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя ГКУ "Организатор перевозок" Султанова В.Н., поданную на решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Щербиной А.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего инспектора (контролера) 2 отдела УК ППММ и ММТС ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" серия ** от 22 апреля 2021 года, Щербина А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 августа 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, руководитель ГКУ "Организатор перевозок" Султанов В.Н. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что Указ Мэра Москвы не является законом, в связи с чем не отменяет административную ответственность Щербиной А.С.
Руководитель ГКУ "Организатор перевозок" Султанов В.Н, Щербина А.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения Щербиной А.С. к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы послужило передвижение последней 22 апреля 2021 года в 08 час. 29 мин. по адресу: адрес на станции метро Павелецкая Замоскворецкой адрес без использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток), в нарушение п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ.
В ходе рассмотрения дела по жалобе судья районного суда пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В обосновании своих выводов суд правомерно сослался на ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ", предусмотрено, что с 30.07.2021 утрачивают силу требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при посещении гражданами общественных мест, магазинов, использовании городского транспорта.
Таким образом, приведенные выше положения Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ об использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, невыполнение которых 22.04.2021 вменено Щербиной А.С. по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения; акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
Согласно Закону г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы.
Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий (часть 1 статьи 41 Устава города Москвы).
По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением (часть 4 статьи 41 Устава города Москвы).
Указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы (часть 5 статьи 41 Устава города Москвы, пункт 1 части 3 статьи 4 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы").
В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
В данном случае Указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 года N 68-УМ, которым отменена обязанность использования средств индивидуальной защиты (перчаток) гражданами и работниками в помещениях и транспорте является правовым актом Мэра Москвы - высшего должностного лица города Москвы, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительства Москвы. Названный Указ принят в соответствии с положениями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" и обязателен к исполнению.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к верному выводу о необходимости отмены состоявшегося в отношении Щербиной А.С. постановления о привлечении ее к административной ответственности по ч.4 ст.3.18.1 КоАП Москвы, и прекращению производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
С учетом этого решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 августа 2021 года отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Щербиной А.С. оставить без изменения, жалобу руководителя ГКУ "Организатор перевозок" Султанова В.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.