Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника адрес по доверенности фио на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес от 07 сентября 2021 года N ..., на решение заместителя начальника адресМосквы от 14 сентября 2021 года N ..., на решение судьи Зеленоградского районного суда адрес от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 адресМосквы, в отношении адрес,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес от 07 сентября 2021 года N... адрес "Профэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 адрес Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма
Решением заместителя начальника ОАТИ адрес от 14 сентября 2021 года N... данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника общества - без удовлетворения.
Не согласившись с такими постановлением и решением должностных лиц административного органа, стороной защиты на них подана жалоба в... районный суд адрес, решением судьи которого от 08 ноября 2021 года приведенное выше постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностных лиц административного органа и судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП адрес; общество не является субъектом вменяемого правонарушения, непосредственным исполнителем работ по указанному в оспариваемых актах адресу не является, так как не является и балансодержателем инженерных сетей; в момент фиксации правонарушения на объекте производились погрузочные работы, в связи с чем ограждения были открыты на время подъезда спецтехники, которая находилась на заднем фоне фотоматериала; в уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в тексте самого протокола и в постановлении неверно указан юридический адрес общества; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание законный представитель адрес, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Представитель ОАТИ адрес по доверенности фио в суде возражала против удовлетворения доводов поданной жалобы, сочтя оспариваемые акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда не имеется, в связи со следующим.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, исполнитель работ обязан установить временное ограждение в соответствии с требованиями Правил, проекта проведения (производства) работ и ордера (разрешения); установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ; в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ необходимо смонтировать аварийное освещение и освещение опасных мест.
Исходя из положений п. 3.6 тех же Правил, ограждения мест производства работ должны иметь надлежащий вид, в частности, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, обеспечивать безопасность дорожного движения, по периметру ограждений должно быть установлено освещение.
Пунктом 5.3 тех же Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, определено, что исполнитель работ обязан систематически производить осмотр состояния мест производства работ и принимать меры по устранению выявленных нарушений, вывозу грунта, разобранных асфальтовых покрытий, уборки отходов и мусора.
Согласно п.п.1.1, 2.1.4, 2.2, 2.2.1, 2.2.1.3 Положения об Объединении административно-технических инспекций адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в адрес с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями адрес правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники; основными задачами Объединения являются, в том числе, осуществление контроля за соблюдением правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес; в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции регионального государственного контроля за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями установленных Правительством Москвы требований к порядку проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, в том числе к обустройству мест проведения (производства) работ и прилегающей территории, срокам начала и завершения работ в соответствии с утвержденным графиком, защите и сохранности подземных сооружений и коммуникаций; соответствия проводимых работ проекту проведения (производства) работ, Паспорту колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в адрес и целям проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов, указанных в ордере
(разрешении); осуществляет оформление (переоформление, закрытие, приостановление и прекращение действия) ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в адрес.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 10.44 час. 04 августа 2021 года в ходе проведения мероприятий по контролю за благоустройством территории и внешних объектов на основании поручения заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес по адресу: адрес, адрес, адрес, корп.901А, должностным лицом выявлено, что в нарушение требований п.2.2.4, п.3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, адрес, будучи в соответствии с уведомлением за N.., исполнителем работ по прокладке инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи, для проведения которых не требуется разрешения на строительство, допустило неудовлетворительное содержание ограждений площадки производства работ (наличие проемов), отсутствие на ограждении аварийного освещения и освещения опасных мест при проведении работ по прокладке инженерных сетей, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.18 КоАП адрес.
Факт совершения адрес указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе поручением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством территории и внешних объектов ОАТИ адрес о проведении главным инспектором адрес Москвы мероприятий по контролю за внешним благоустройством объектов адрес и прилегающих территорий, с выходом на территорию, с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом главного инспектора инспекции по контролю за благоустройством городских территорий адрес, по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях адрес; фотоматериалом, которым зафиксированы указанные нарушения Правил; схематическим чертежом земельного участка по указанному адресу; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица адрес; информацией адресМосквы 20 июля 2021 об исполнителе работ по адресу: адрес, адрес; выданным адресМосквы исполнителю работ адрес предписанием об устранении выявленных нарушений; протоколом по делу об административном правонарушении от 23 августа 2021 года в отношении адрес, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 адресМосквы, указаны нормы Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности фио, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копию протокола для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в адрес, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Рапорт оформлен именно тем должностным лицом ОАТИ адрес, который непосредственно выявил административное правонарушение, осуществил фотосъемку и составил протокол об административном правонарушении, в рамках своих должностных обязанностей, изложенные и зафиксированные в них фактические обстоятельства выявления административного правонарушения в действиях общества согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, порядок составления рапорта соблюден, он отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам такого рода положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, нормы КоАП РФ не регламентируют процедуру составления рапорта должностным лицом ОАТИ адрес, не предусматривают обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Представленный фотоматериал, которым зафиксировано неудовлетворительное содержание ответственной организацией адрес места производства работ по вышеприведенному адресу, является приложением к рапорту должностного лица ОАТИ адрес, в котором указано о проведении фотосъемки, он содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки и фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем данный фотоматериал в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который при рассмотрении судьей районного суда настоящего дела об административном правонарушении получил надлежащую правовую оценку.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериала доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП адрес, являются общественные отношения, возникающие в сфере благоустройства города, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий в том числе, за несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию места производства работ, строительных площадок.
Установив, что адрес, будучи исполнителем работ по указанному выше адресу, допустило неудовлетворительное содержание ограждений площадки производства работ - наличие проемов, отсутствие на ограждении аварийного освещения и освещения опасных мест при проведении работ по прокладке инженерных сетей, что является нарушением требований п.2.2.4, п.3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, которые должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок органов государственного надзора, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 адресМосквы.
Ссылки в жалобе на то, что общество не является субъектом указанного административного правонарушения, опровергаются материалами дела, в том числе, предоставленной информацией ОАТИ адрес, которой 20 июля 2021 года зарегистрировано уведомление за N.., согласно которому, заказчиком работ является ПАО "Россети Московский регион", исполнителем работ по прокладке инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи, для проведения которых не требуется разрешения на строительство, по адресу: адрес, адрес, - адрес, которое осуществляет земляные работы и установку временных ограждений, датой завершения данных работ является 31 декабря 2021 года (л.д.103), фотоматериалом ограждений, на котором на бумажном носителе закреплена информация о наличии уведомления об осуществлении работ по данному адресу - N.., о заказчике работ - ПАО "Россети Московский регион", исполнителем - адрес.
Также не могут повлечь удовлетворение жалобы указание в жалобе на то, что в момент фиксации правонарушения на объекте производились погрузочные работы, в связи с чем ограждения были открыты на время подъезда спецтехники, которая находилась на заднем фоне фотоматериала, поскольку в данном случае вменяется не частичное отсутствие ограждений, а наличие проемов в ограждении, отсутствие на ограждении аварийного освещения и освещения опасных мест.
При этом следует отметить, что сам факт производства работ указанным обществом по вышеназванному адресу, а также наличие указанных нарушений, стороной защиты не отрицался ни на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной в суд второй инстанции жалобы.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательства, подтверждающие, что адрес приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как такая у общества имелась, однако оно бездействовало, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
адрес, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и адрес, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление от 07 сентября 2021 года N.., которым адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП адрес, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в присутствии защитника общества по доверенности фио, копия постановления для сведения вручена ему на руки, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения 14 сентября 2021 года вышестоящим должностным лицом жалобы на данное постановление, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Доводы в жалобе о том, что в уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в тексте самого протокола неверно указан юридический адрес общества, не могут повлиять на законность оспариваемых актов, так как адрес места нахождения общества указан верно, а указание "кв." вместо "комн." не повлекло нарушение прав общества на защиту, с учетом того, что уведомление на составление протокола обществом получено, при составлении 23 августа 2021 года протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении 07 сентября 2021 года настоящего дела присутствовал защитник общества по доверенности фио, который пользовался всеми правами, предоставленными привлекаемому к административной ответственности лицу.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах, допустив неудовлетворительное содержание места производства земляных работ, общество нарушило Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона, что в данном случае создает угрозу жизни и здоровью граждан, действия юридического лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.8.18 КоАП адрес, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству адрес, степени общественной опасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не установлено.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, действия режима повышенной готовности не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес от 07 сентября 2021 года N.., решение заместителя начальника адресМосквы от 14 сентября 2021 года N.., решение судьи Зеленоградского районного суда адрес от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 адресМосквы, в отношении адрес оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.