Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Птушкина А.В. на постановление серии *** старшего инспектора (контролёра) 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 28 июля 2021 года, решение заместителя начальника 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 17 августа 2021 года и решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Птушкина ***,
УСТАНОВИЛ:
постановлением серии *** старшего инспектора (контролёра) 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 28 июля 2021 года Птушкин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решением заместителя начальника 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 17 августа 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Птушкина А.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 12 октября 2021 года постановление серии *** старшего инспектора (контролёра) 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 28 июля 2021 года и решение заместителя начальника 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 17 августа 2021 года оставлены без изменения, жалоба Птушкина А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Птушкин А.В. просит об отмене постановления и решения должностных лиц и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что он не всегда использует маску в целях сохранения своего здоровья; его действия неправомерно квалифицированы по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы; имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ, так как его действия не повлекли неблагоприятные последствия.
В судебное заседание Птушкин А.В, извещённый в установленном порядке, не явился не подавал ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.181 КоАП г. Москвы, с использованием транспортного средства влечёт административную ответственность по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (в редакции указа Мэра Москвы от 22.06.2020 N 74-УМ) с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
Согласно материалам дела, 28 июля 2021 года в 16 часов 16 минут в районе дома 9 по Пролетарскому проспекту в городе Москве Птушкин А.В. осуществил передвижение с использованием транспортного средства общего пользования, а именно автобуса маршрута N 164 (бортовой N 160701), без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), нарушив тем самым п. 9.4 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Действия Птушкина А.В. квалифицированы по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
В отношении Птушкина А.В. в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ вынесено постановление. В связи с тем, что Птушкин А.В. оспаривал наличие события административного правонарушения, в отношении него на основании ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в отношении Птушкина А.В. составлен уполномоченным должностным лицом ГКУ "Администратор перевозок" в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, в том числе событие вменённого ему административного правонарушения. При вынесении постановления и составлении протокола Птушкину А.В. разъяснялись его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ; Птушкин А.В. отказался от подписания протокола.
Довод Птушкина А.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, является несостоятельным.
На основании ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019- nCoV) признана представляющей опасность для населения.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
С 1 июня 2020 г. предусмотрена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Птушкин А.В. в период действия на территории города Москвы режима повышенной готовности в нарушение п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ осуществил передвижение с использованием транспортного средства общего пользования, а именно автобуса, без средств индивидуальной защиты органов дыхания - маски или респиратора, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, должностным лицом ГКУ "Организатор перевозок" сделан правильный вывод о наличии в действиях Птушкина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
Равным образом утверждение заявителя о наличии в его действиях признаков малозначительности не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений, устанавливаемых при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; режим повышенной готовности был введён на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем невыполнение физическим лицом в общественном транспорте установленных правил, связанных с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора), указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления и решения должностных лиц и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностными лицами и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Птушкина А.В, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, назначено Птушкину А.В. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления и решения должностных лиц и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Птушкина А.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление серии *** старшего инспектора (контролёра) 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 28 июля 2021 года, решение заместителя начальника 2-го отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 17 августа 2021 года и решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Птушкина *** оставить без изменения, жалоба Птушкина А.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.