Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "Организация питания на вокзалах" ФИО на постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 01 июля 2021 г., которым АО "Организация питания на вокзалах" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
27 апреля 2021 г. советником отдела N1 Управления территориального контроля Мосгорнаследия ФИО в отношении АО "Организация питания на вокзалах" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник АО "Организация питания на вокзалах" ФИО обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, а также на незаконность привлечения Общества к административной ответственности за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности.
Генеральный директор, защитник АО "Организация питания на вокзалах" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. О причинах своей неявки суд в известность не поставили.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие генерального директора и защитника АО "Организация питания на вокзалах", что не нарушает прав и законных интересов Общества.
Представитель департамента Мосгорнаследия ФИО в судебном заседании против удовлетворения доводов жалобы возражал, находя постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя департамента Мосгорнаследия ФИО, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г.Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в адрес осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
На основании п. 4.4.45 Положения о Департаменте культурного наследия г.Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия; о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что 17 августа 2020 г. на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 17 августа 2020 г. N УТК-286/2020 проведен осмотр выявленного объекта культурного наследия: "Станция Московского метрополитена Арбатско-Покровской линии "Киевская", 1953 г, архитекторы: Л.В.Лилье, В.А.Литвинов, М.Ф.Марковский, В.М.Доброковский, архитекторы вестибюля: И.Г.Таранов, Г.С.Тосунов, инж.-констр.:А.Н.Пирожкова" по адресу: Москва, пл. Киевского вокзала, отнесенного к выявленным объектам культурного наследия решением Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям от 13 июня 2007 г. N 207.
Предмет охраны Объекта определен протоколом заседания Комиссии по вопросам рассмотрения особенностей объектов культурного наследия, послуживших основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению от 3 апреля 2013 г. N31.
В ходе осмотра зафиксированы следы проведения работ в вестибюле Объекта, в результате проведения которых в несущей стене вестибюля Объекта установлен дверной блок из современных материалов в заложенный дверной проем, ведущий в смежные помещения Киевского вокзала. Облицовочная плитка на стене вестибюля станции местами повреждена, что подтверждается актом осмотра от 17 августа 2020 г. N 661-1/2020 Указанные работы проведены без согласованной с Мосгорнаследием проектной документации и выданного разрешения на проведение указанных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Собственником помещений (площадью 100, 8 кв. метра, Подвал N0), в которых были произведены указанные работы, является ОАО "РЖД". Вместе с тем указанные помещения на основании договора аренды от 23 мая 2018 г. NЦРИ/04/А/2199/18/001903 со сроком действия до 1 мая 2028 г. и согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 2 апреля 2021 г. NКУВИ-002/2021-4674267 были переданы в пользование АО "Организация питания на вокзалах" (право зарегистрировано 10 октября 2018 г, номер государственно регистрации: 77:07:0007004:3154-77/011/2018-1).
Мосгорнаследием Обществу выдано предписание от 03 ноября 2020 г. NПР-203/2020 о проведении работ по сохранению Объекта, с требованием: на основании разрешения Мосгорнаследня и в соответствии проектной документацией, согласованной в установленном порядке с Мосгорнаследием провести работы по реставрации и приспособлению Объекта к современному использованию, том числе связанные с закладкой незаконно раскрытого дверного проема в срок до 1 апреля 2021 г, направить отчетную документацию в Мосгорнаследие и получить акт приемки выполненных работ в течение 6 месяцев после выполнения п. 1.
Направленное в адрес Общества предписание получено адресатом 11 ноября 2020 года (ИПО N 11503553054101)
В рамках осуществления контроля за исполнением Предписания в результате осмотр объекта зафиксировано, что Предписание не исполнено, работы по реставрации и приспособлению Объекта к современному использованию, в том числе связанные с закладкой незаконно раскрытого дверного проема в срок до 1 апреля 2021 г. не проведены, Предписание не исполнено, что подтверждается актом осмотра от 16 апреля 2021 г. N180/2021 и отчетом проведении мероприятия по государственному надзору от 16 апреля 2021 г. N ОТ-52/2021.
Действия АО "Организация питания на вокзалах" квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина АО "Организация питания на вокзалах" подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом N 16-155 АД 2021 года от 27.04.2021, в котором изложено существо правонарушения; предписанием о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия от 3.11.2020 г..N ПР-203/2020; постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 28.12.2020 г..N 16-349 АД 2020; определением об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении от 27 апреля 2021; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного населения от 17.08.2020 г..N УТК-286/2020; актом осмотра объекта культурного населения, выявленного объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения), земельного участка в границах его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия от 17.08.2020 г..N 661-1/2020; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного населения от 01 апреля 2021 г, N УТК-114/2021; актом осмотра объекта культурного населения, выявленного объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения), земельного участка в границах его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия от 16 апреля 2021 г..N 180/2021; фотоматериалом; предписанием от 19 апреля 2021 г..N ПР-123/2021; выпиской из ЕРГП; договором аренды от 23.05.2018 г..N ЦРИ/04/А/2199/18/001903, заключенного между ОАО "РЖД" и адрес питания на вокзалах"; договором от 12.11.2018 г..N
ОПВ-Д89/2018/Ки; выпиской из ЕРЮЛ; протоколом заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию адрес N207 от 13 июня 2007 года, с приложением и иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях АО "Организация питания на вокзалах" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения АО "Организация питания на вокзалах" в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Сведений о причинах неисполнения требований предписания либо о продлении сроков исполнения требований предписания в Мосгорнаследие в установленном порядке от АО "Организация питания на вокзалах" не поступало.
Вопреки доводам жалобы в силу требований ст. 10, 20, 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" АО "Организация питания на вокзалах", являясь арендатором вышеуказанного объекта культурного наследия, обязано в установленный предписанием срок исполнить содержащиеся в нем требования, чего Обществом сделано не было. Объективных доказательств обратного материалы дела не содержат, и заявителем к жалобе не представлено.
При таких обстоятельствах, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях (бездействии) АО "Организация питания на вокзалах".
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы действия (бездействие) АО "Организация питания на вокзалах" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.
Вопреки доводам жалобы АО "Организация питания на вокзалах" привлечено обжалуемым постановлением судьи от 01 июля 2021 г. к административной ответственности за совершение описанного выше административного правонарушения в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Из материалов рассматриваемого дела об административном правонарушении, текста предписания Мосгорнаследия от 03 ноября 2020 г. NПР-203/2020 усматривается, что сроком его исполнения является 01 апреля 2021 года, в связи с чем трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по факту невыполнения данного предписания исчисляется с 02 апреля 2021 года и истекает 02 июля 2021 года. При этом, оспариваемое постановление судьей районного суда вынесено 01 июля 2021года, то есть в пределах установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Объективных доказательств того, что мотивированный текст вышеуказанного постановления от 01 июля 2021 года изготовлен за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности материалы дела также не содержат и заявителем жалобы таких доказательств не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности АО "Организация питания на вокзалах" в совершении вмененного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. назначено судьей АО "Организация питания на вокзалах" в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 01 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении АО "Организация питания на вокзалах" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.