Судья Московского городского судья Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "НПК "ЭкоПИРС" К*** В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "НПК "ЭкоПИРС" Б*** О.А. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 1 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "ЭкоПИРС", УСТАНОВИЛ
:
16 марта 2021 года инспектором ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "ЭкоПИРС" (далее также - ООО "НПК "ЭкоПИРС", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 1 июня 2021 года ООО "НПК "ЭкоПИРС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четырёхсот тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "НПК "ЭкоПИРС" Б*** О.А. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО "НПК "ЭкоПИРС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ссылается на то, что Общество не является надлежащим субъектом административной ответственности, так как не привлекало к осуществлению трудовой деятельности гражданина Республики *** К*** Н.Р. ; исследованными судом доказательствами не подтверждается вина Общества в совершении административного правонарушения; судом не дана правовая оценка договору субподряда от 26 июля 2019 года с дополнительными соглашениями, заключёнными между ООО "НПК "ЭкоПИРС" (Подрядчик) и ООО "***" (Судподрядчик) на выполнение работ на объекте капитального строительства жилого комплекса "Измайловский 11" по адресу: города Москва, Измайловский проезд, вл. 5А, вл. 11, корпус "А"; материалами дела не подтверждено осуществление Обществом отделочных работ на строительном объекте по адресу: город Москва, Измайловский проезд, дом 5А, корпус 1; список сотрудников с правом доступа на территорию от 31 июля 2021 года, утверждённый ООО "НПК "ЭкоПИРС", не содержит адреса строительного объекта; законный представитель ООО "***" в нарушение условий договора допустил к работе К*** Н.Р. без ведома и поручения ООО "НПК "ЭкоПИРС", о чём в материалах дела имеются доказательства ; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании защитник ООО "НПК "ЭкоПИРС" К*** В.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
По ходатайству стороны защиты в судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен генеральный директор ООО "***" С*** В.В, который подтвердил заключение договора субподряда от 26 июля 2019 года между ООО "НПК "ЭкоПИРС" и ООО "***", пояснил, что гражданин Республики *** К*** Н.Р. был привлечён им к осуществлению трудовой деятельности в нарушение условий договора субподряда для осуществления уборки строительного мусора на объекте строительства жилого комплекса по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "НПК "ЭкоПИРС" К*** В.В, допросив в качестве свидетеля С*** В.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Частью 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу положений п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно материалам дела, 3 августа 2020 года в 10 часов 30 минут по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А, корпус 1 в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве установлен факт привлечения ООО "НПК "ЭкоПИРС" в нарушение п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики *** К*** Н.Р, не имеющего патента на работу в городе Москве. На момент проверки К*** Н.Р. осуществлял уборку строительного мусора на объекте строительства жилого комплекса по вышеуказанному адресу.
Указанные действия Общества квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "НПК "ЭкоПИРС" административного правонарушения подтверждён совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 16 марта 2021 года; рапортами инспектора ОМК ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве Г*** О.Е.; распоряжением заместителя начальника УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве о проведении выездной внеплановой проверки N 99 от 3 августа 2020 года; протоколом осмотра территории от 3 августа 2020 года; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства N 99 от 7 августа 2020 года; ответом на запрос ООО "***"; копией договора подряда N *** от 25 июля 2019 года, заключенного между ООО "***" и ООО "НПК "ЭкоПИРС", с приложениями в виде графика производства работ и списка сотрудников для допуска на объект, а также с дополнительными соглашениями к договору; актом приема-передачи строительной площадки по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А, владение 11 от 25 июля 2019 года; рапортом инспектора ОМК ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве М*** А.А.; копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении К*** Н.Р.; фототаблицей; письменными объяснениями К*** Н.Р. от 3 августа 2020 года; справкой УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве в отношении К*** Н.Р.; копией постановления судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2020 года, а также другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "НПК "ЭкоПИРС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО "НПК "ЭкоПИРС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку Общество не привлекало к осуществлению трудовой деятельности гражданина Республики *** К*** Н.Р, является несостоятельным, поскольку он опровергается приведёнными выше доказательствами.
Так, согласно протоколу осмотра территории от 3 августа 2020 года и фототаблице, в ходе осмотра строительного объекта многоквартирного жилого дома по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А, корпус 1, на котором ООО "***" выполняет функции заказчика строительного объекта, был выявлен гражданин Республики *** К*** Н.Р, который осуществлял уборку строительного мусора на объекте строительства жилого комплекса.
По условиям договора подряда N *** от 25 июля 2019 года, заключённого между ООО "***" (Заказчик) и ООО "НПК "ЭкоПИРС" (Подрядчик), копия которого приобщена к материалам дела (далее - Договор), Подрядчик обязуется выполнять комплекс работ на объекте капитального строительства: "Жилой комплекс" по адресу: город Москва, Измайловский проезд, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать данные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором (л.д. 22-43).
По условиям Договора на ООО "НПК "ЭкоПИРС", как Подрядчика, возложена обязанность по соблюдению правил использования иностранной и иногородней рабочей силы, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта РФ. В случае возникновения претензий компетентных органов, уполномоченных контролировать соблюдение миграционного законодательства, самостоятельно и за свой счёт оплачивать административные штрафы и устранять нарушения законодательства. Все расходы, связанные с получением разрешений для персонала на работу, а также с их пребыванием, размещением и проживанием на территории РФ, в том числе связанные с медицинским обслуживанием, несёт Подрядчик (п. 4.1.24 Договора).
На основании п. 4.1.28 Договора только с предварительного согласия Заказчика Подрядчик вправе привлекать субподрядчиков к выполнению Работ по Договору.
Из графика производства работ, акта приёма-передачи строительной площадки от 25 июля 2019 года следует, что работы велись на объекте: Жилой комплекс "Измайловский 11", расположенном по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5а (без указания корпуса) и владение 11.
По сообщению ООО "***" гражданин Республики *** К*** Н.Р. не осуществлял трудовую деятельность в ООО "ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯДЧИК - МСК", а работал в ООО "НПК "ЭкоПИРС", с которым у ООО "***" заключён договора подряда N *** от 25 июля 2019 года об осуществлении комплекса работ на объекте капитального строительства: Жилой комплекс "Измайловский 11" по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5а и владение 11. Протокол осмотра территории от 3 августа 2020 года с фототаблицей, на которой изображён гражданин Республики *** К*** Н.Р. в момент осуществления трудовой деятельности, также содержат фотоизображение многоквартирного жилого дома по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5а, корпус 1.
В соответствии с утверждённым ООО "НПК "ЭкоПИРС" списком сотрудников К*** Н.Р. указан в качестве сотрудника ООО "НПК "ЭкоПИРС", занимающего должность монтажника.
Согласно протоколу осмотра территории и фототаблице на момент осмотра 3 августа 2020 года на строительном объекте многоквартирного жилого дома по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А, корпус 1 выявлен гражданин Республики К*** Н.Р, который осуществлял уборку строительного мусора в 1-м корпусе на 3-м этаже.
Вопреки доводу жалобы, отсутствие в Договоре указания на корпус 1 не свидетельствует о неверном установлении в ходе производства по делу субъекта административного правонарушения, поскольку согласно Договору и приложенным к нему документам работы должны вестись на Объекте капитального строительства по адресу: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А. (на момент заключения Договора корпус 1 на указанной территории отсутствовал), что не противоречит иным материалам дела.
При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения дела правильно установлен адрес места совершения административного правонарушения: город Москва, Измайловский проезд, владение 5А, корпус 1.
Равным образом ссылка заявителя на то, что ООО "НПК "ЭкоПИРС" по условиям Договора на объекте капитального строительства выполняет фасадные, а не отделочные работы, не может быть принята во внимание, так как на основании п. 1.1 Договора подрядчик обязуется по поручению Заказчика выполнить на свой риск своим иждивением полный комплекс работ на Объекте, виды и объёмы которых согласованы Сторонами в приложениях к Договору, в том числе работы, прямо не предусмотренные Договором, но необходимые для достижения надлежащего результата Работ и исполнения Договора. Выполнение К*** Н.Р. на момент проведения проверки уборки строительного мусора не противоречит условиям Договора.
Приобщённый к материалам дела стороной защиты договор субподряда N *** от 26 июля 2019 года, заключённый между ООО "НПК "ЭкоПИРС" и ООО "***", не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку при направлении возражений и жалобы от 23 марта 2021 года генеральный директор ООО "НПК "ЭкоПИРС" Б*** О.А. не ссылалась на то, что гражданин Республики *** К*** Н.Р. работал в ООО " *** ". Копия договора субподряда N *** от 26 июля 2019 года без подтверждающих его реальное исполнение документов на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, - 3 августа 2020 года, была представлена только 15 июля 2021 года вместе с апелляционной жалобой, направленной в Московский городской суд, в связи с чем установить время и обстоятельства оформления договора не представляется возможным. ООО "***" не сообщил о наличии указанного договора. Кроме того, заключение договора субподряда N *** от 26 июля 2019 года не исключает возможность на момент проведения проверки осуществления трудовой деятельности на объекте капитального строительства жилого комплекса работников ООО "НПК "ЭкоПИРС".
К показаниям генерального директора ООО "***" С*** В.В. о том, что гражданин Республики *** К*** Н.Р. был привлечён им к работе без ведома ООО "НПК "ЭкоПИРС", необходимо отнестись критически, так как они опровергаются данными, предоставленными ООО "***". ООО "***" является возможным контрагентом по договору с ООО "НПК "ЭкоПИРС", в связи с чем его законный представитель может быть заинтересован в благоприятном для ООО "НПК "ЭкоПИРС" исходе дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "НПК "ЭкоПИРС".
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "НПК "ЭкоПИРС" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и виновности Общества в его совершении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. назначено ООО "НПК "ЭкоПИРС" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершённого правонарушения, имущественного положения юридического лица.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 1 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "ЭкоПИРС" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "НПК "ЭкоПИРС" Б*** О.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.