Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица - генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина С.Е. - адвоката фио на постановление руководителя Московского УФАС России фио N 077/04/14.32-15709/2020 от 15 октября 2020 года, решение судьи Басманного районного суда адрес от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина Сергея Евгеньевича, УСТАНОВИЛ
Постановлением руководителя Московского УФАС России фио N 077/04/14.32-15709/2020 от 15 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда адрес от 07 апреля 2021 года, генеральный директор ООО "Спектр" фио фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Защитник должностного лица - генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина С.Е. - адвокат фио обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, в которой ставит вопрос об их отмене, указывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда адрес от 06 ноября 2020 г. установлено отсутствие события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.32 КоАП РФ в действиях ООО "Индортех", что исключает вину генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина С.Е. в заключении картельного соглашения с генеральным директором ООО "Индортех" фио; аукционы проведены до назначения фио на должность генерального директора ООО "Спектр"; протокол об административном правонарушении и постановление должностного лица не содержат сведений об обстоятельствах заключения картельного соглашения; время и место совершения правонарушения установлено неверно.
Генеральный директор ООО "Спектр" Гаврилин С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, обеспечил явку в судебное заседание защитника адвоката фио, который жалобу поддержал, против рассмотрения дела в отсутствие фио не возражал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 ст. 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сумма прописью или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не сумма прописью.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Как усматривается из материалов дела, решением Комиссии Московского УФАС России от 27.12.2019 г. по результатам рассмотрения дела N 1-11-2038/77-18 ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Спектр" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии" (Участники торгов) признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на 19 аукционах с реестровыми номерами: 0373200086717000417, 0148300040717000048, 084830006271700630, 0848322262717000610, 0848300062717000611, 0848300062717000615, 0373200086717000933, 0848300062717000938, 0848300062717001422, 0848300062717001423, 0848300062717001424, 084830062717001425, 0848300062717001434, 0848300062717001426, 0848300062717001435, 0848300062718000142, 0373200032218000305, 0373200032218000306, 0373200032218000307.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-2038/77-18 и анализа сведений представленных адрес "Сбербанк-АСТ" (адрес), а также сведений содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок "zakupki.gov.ru" и на официальном сайте ФНС России, Управлением установлено, что на официальном сайте Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов "zakupki.gov.ru" в 2017 году Администрацией адрес, ГБУ "Жилищник адрес", МКУ УКС ЖКХ, МКУ "ТУ "Мытищинское", ГБУ "Жилищник адрес" были опубликованы 19 аукционов в электронной форме с реестровыми номерами: 0373200086717000417, 0148300040717000048, 084830006271700630, 0848322262717000610, 0848300062717000611, 0848300062717000615, 0373200086717000933, 0848300062717000938, 0848300062717001422, 0848300062717001423, 0848300062717001424, 084830062717001425, 0848300062717001434, 0848300062717001426, 0848300062717001435, 0848300062718000142, 0373200032218000305, 0373200032218000306, 0373200032218000307, предметами которых являлись:
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонных покрытий на территории адрес за счет средств стимулирования района в 2017 году; восстановление эксплуатационных характеристик транспортной сети (42-2017); восстановление эксплуатационных характеристик транспортной сети (41-2017); восстановление эксплуатационных характеристик транспортной сети (40-2017); восстановление эксплуатационных характеристик транспортной сети (44-2017); восстановление эксплуатационных характеристик транспортной сети (43-2017); восстановление эксплуатационных характеристик транспортной сети (46-2017); выполнение в 2017 году работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия по адресам: адрес, дом 22 корп. 2 и адрес дом. 21 корп.1, дом 21 кори. 2; выполнение работ по ремонту аварийного дорожного покрытия автомобильной дороги в адрес (проезд от д.27 по адрес по адрес); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (01 -2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (02-2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (03-2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (04-2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (05-2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (08-2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (11-2018); выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик транспортной инфраструктуры (лот N24); выполнение работ по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия на дворовых территориях адрес; выполнение работ по ремонту АБП и устройству дорожно-тропиночной сети на дворовых территориях адрес.
В аукционах за номерами: 0373200086717000417, 0148300040717000048, 0848300062717000610, 0848300062717000611, 0848300062717000615, 0848300062717000630, 0373200086717000933, 0848300062717000938 приняли участие ООО "Дорстрой", ООО "СТИГРУПП", ООО "Инновационные Дорожные Технологии".
В аукционах за номерами: 0848300062717001422, 0848300062717001423, 0848300062717001426, 0848300062717001434, 0848300062717001435 приняли участие ООО "Инновационные Дорожные Технологии", ООО "Дорстрой".
В аукционах за номерами: 0848300062717001424, 0848300062717001425 приняли участие ООО "Инновационные Дорожные Технологии", ООО "Дорстрой", ООО "Спектр".
В аукционе номер 0848300062718000142 приняли участие ООО "Спектр" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии".
В аукционах за номерами 0373200032218000305, 0373200032218000306, 0373200032218000307 приняли участие ООО "Инновационные Дорожные Технологии", ООО "Ситигрупп" и ООО "Спектр".
Участники торгов, подав в ходе аукционов по одному ценовому или несколько ценовых предложений, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило от 0, 5 до 5 % от начальной (максимальной) цены контрактов (далее НМЦК). Общая НМЦК по рассматриваемым торгам составила сумма
Вышеуказанные аукционы состоялись в период с 26.06.2017 г. по 26.04.2018 г, по итогам которых: ООО "Дорстрой" был заключен один контракт на сумму сумма; ООО "Инновационные Дорожные Технологии" было заключено семь контрактов на общую сумму сумма; ООО "Ситигрупп" было заключено восемь контрактов на общую сумму сумма; ООО "Спектр" было заключено три контракта на общую сумму сумма
адрес представлена информация о том, что подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов Участниками торгов осуществлялись с одних и тех же IP-адресов.
Также подача файлов заявок для участия в аукционах в электронной форме Участниками торгов осуществлялась преимущественно в один день с разницей не более 2 часов, при том, что заказчиками предоставлялось до 21 дня для подачи заявок. В период проведения рассматриваемых аукционов Участники торгов находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на адрес. Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла? сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Провайдером ООО "ВЕСТ КОЛЛ ЛТД" представлены сведения, согласно которым совместно используемый Участниками торгов IP-адрес 62.32.81.38 предоставлялся абоненту-юридическому лицу ООО "Дорстрой" по адресу: адрес.
Таким образом, участники торгов совершали юридически значимые действия на рассматриваемых аукционах, такие как подача заявок, подача ценовых предложений и подписание контрактов, используя совместно единые инфраструктуры с IP-адресами: 62.32.81.38, принадлежащим ООО "Дорстрой", а также 31.173.85.100.
Установлено, что от имени ООО "Спектр" действия по подготовке и подаче заявок на аукционы в электронной форме, а также подачу ценовых предложений и подписание контрактов осуществляет генеральный директор Гаврилин С.Е.
В результате анализа свойств файлов, полученных адрес от Участников торгов, поданных ими в рамках участия в рассматриваемых аукционах с одних и тех же IP-адресов, установлено использование идентичных учетных записей, на которых ими создавались и (или) изменялись файлы заявок, а также совпадение даты создания файлов заявок и приложений создания файла заявок (сведения которых сведены в таблицу N 3 постановления).
При этом, учетные записи создания и изменения файлов заявок, поданных Участниками торгов рассматриваемых аукционов, отличаются от учетных записей создания и изменения файлов, размещенных заказчиками в составе аукционной документации.
Так, установлено совпадение даты создания и изменения файлов заявок, поданных ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Инновационные Дорожные Технологии" для участия в аукционе в электронной форме с реестровым N03732000086717000417. Кроме того, свойства указанных файлов заявок в части даты и времени их создания свидетельствуют о том, что такие файлы создавались и(или) изменялись с разницей не более 9 минут. Также установлено использование идентичных учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, поданные ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Инновационные Дорожные Технологии" для участия в аукционах в электронной форме с реестровыми NN0148300040717000048, 0373200086717000933, а также совпадение даты создания и изменения указанных файлов заявок; поданные ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Инновационные Дорожные Технологии" для участия в аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0848300062717000630, 0848300062718000142, 0373200032218000305, 0373200032218000306, совпадение даты изменения файлов заявок; поданные ООО "Дорстрой" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии" для участия в аукционах в электронной форме с реестровыми номерами 0848300062717000610, 0848300062717000611, 0848300062717000615, 084830062717000938, а также совпадение даты и времени создания таких файлов заявок. Использование идентичных учетных записей, на которых были созданы и (или) изменены файлы заявок, поданные Участниками торгов для участия в рассматриваемых аукционах, совпадение даты и времени создания и (или) изменения таких файлов заявок, а также разница во времени создания и (или) изменения не более 9 минут свидетельствует о том, что они координировали свои действия при подготовке файлов заявок, преобразовывали и сохраняли такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах, а также обменивались файлами заявок.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам.
О реализации антиконкурентных договоренностей между Участниками торгов свидетельствует их поведение в ходе торгов, а именно их поочередный отказ от конкурентной борьбы, обеспечивший победу каждому из них с незначительным снижением НМЦК.
Кроме того, в результате анализа сведений, представленных банковской организацией, установлены наличие устойчивых финансовых взаимосвязей между ООО "Ситигрупп" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии", а именно наличие договоров процентного займа, что свидетельствует о наличии доверительных отношений между ними, а также о наличии взаимного интереса по совместному участию в торгах и заключению контрактов по итогам торгов по максимальной цене.
Проведенный сравнительный анализ участия в торгах Участников торгов показал активное снижение ими НМЦК в борьбе за контракт при их участии в торгах с третьими лицами, тогда как в отсутствие третьих лиц такая борьба между ними отсутствует, что свидетельствует о наличии договоренностей между ними по совместному участию в торгах и отказе от конкурентной борьбы друг с другом.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии договоренностей между Участниками торгов, которые могли привести к поддержанию цены на 19 аукционах в электронной форме с реестровыми номерами: 0373200086717000417, 0148300040717000048, 084830006271700630, 0848322262717000610, 0848300062717000611, 0848300062717000615, 0373200086717000933, 0848300062717000938, 0848300062717001422, 0848300062717001423, 0848300062717001424, 084830062717001425, 0848300062717001434, 0848300062717001426, 0848300062717001435, 0848300062718000142, 0373200032218000305, 0373200032218000306, 0373200032218000307.
Общая НМЦК по рассматриваемым 19 аукционам составила сумма.
Реализация таких договоренностей позволила ООО "Дорстрой" заключить один контракт на сумму сумма, ООО "Инновационные Дорожные Технологии" заключить 7 контрактов на общую сумму сумма, ООО "Ситигрупп" заключить 8 контрактов на общую сумму сумма, ООО "Спектр" заключить 3 контракта на общую сумму сумма.
В настоящее время ООО "Инновационные Дорожные Технологии", ООО "Ситигрупп", ООО "Спектр" и ООО "Дорстрой" не входят в группу лиц по признакам, предусмотренным статьей 9, а также частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги торгов не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устных соглашений, не отвечающих принципам конкуренции, подтверждающегося совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах, участниками торгов в ходе 19 аукционов с реестровыми номерами: 0373200086717000417, 0148300040717000048, 084830006271700630, 0848322262717000610, 0848300062717000611, 0848300062717000615, 0373200086717000933, 0848300062717000938, 0848300062717001422, 0848300062717001423, 0848300062717001424, 084830062717001425, 0848300062717001434, 0848300062717001426, 0848300062717001435, 0848300062718000142, 0373200032218000305, 0373200032218000306, 0373200032218000307 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на указанных торгах.
Доход ООО "Дорстрой" от участия в аукционах, прошедших в условиях картельного соглашения составил сумма. Доход ООО "Инновационные Дорожные Технологии" от участия в аукционах, прошедших в условиях картельного соглашения составил сумма. Доход ООО "Ситигрупп" от участия в аукционах, прошедших в условиях картельного соглашения составил сумма. Доход ООО "Спектр" от участия в аукционах, прошедших в условиях картельного соглашения составил сумма.
Ущерб от реализации указанного картельного соглашения между Участниками торгов Управлением не установлен.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Из представленных материалов дела следует, что Гаврилин С.Е. в период с 21.12.2017 г. по 26.04.2018 г. занимал должность генерального директора ООО "Спектр", которым нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В этой связи, действия генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина С.Е. квалифицированы по ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Спектр" Гаврилиным С.Е. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; ответом ИФНС адрес о предоставлении сведений в отношении ООО "Спектр"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Спектр"; сведениями о государственной регистрации ООО "Спектр"; приказом N 15К от 01.12.2017 г. о вступлении фио в должность генерального директора ООО "Спектр"; решением Комиссии Московского УФАС России от 17 декабря 2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем они обоснованно положены должностным лицом в основу обжалуемого постановления.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо и судья правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали правильную юридическую оценку действиям генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина С.Е. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ, и виновности генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина С.Е. в его совершении.
Довод жалобы о том, что время и место совершения правонарушения установлены неверно не может быть принят во внимание, поскольку вопрос о времени и месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении, выяснялся при его рассмотрении. Вывод должностного лица и судьи о совершении Гаврилиным С.Е. административного правонарушения 27.12.2019 г. (дата вынесения решения по делу N 1-11-2038/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства) в адрес (место выявления Комиссией Московского УФАС России нарушения антимонопольного законодательства) является правильным.
Административная ответственность должностных лиц установлена ст.2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье, в частности, установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, должностное лицо ООО "Спектр", действовавшее в период с 21.12.2017 г. по 26.04.2018 г, генеральный директор Гаврилин С.Е, допустил нарушение ООО "Спектр" требований п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, за что ч.2 ст.14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Ссылка стороны защиты на решение Арбитражного суда адрес от 06 ноября 2020 г. по делу N А40-162439/20-121-852, которым признано незаконным и отменено полностью постановление Московского УФАС России от 23.07.2020 г. N 077/04/14.32-6968/2020 о привлечении ООО "Индортех" к административной ответственности по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ не влечет отмену обжалуемых актов, так как КоАП РФ не содержит положений о преюдициальности. Законность постановлений, вынесенных по иным делам об административных правонарушениях, предметом правовой оценки в рамках рассмотрения жалобы по настоящему делу являться не может.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отменены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление руководителя Московского УФАС России фио N 077/04/14.32-15709/2020 от 15 октября 2020 года, решение судьи Басманного районного суда адрес от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Спектр" Гаврилина Сергея Евгеньевича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.