Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Вайлдберриз" по доверенности фио на постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 18 августа 2021 года, которым Общество с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 т. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ
17 июня 2021 года советником-юристом управы адрес фио в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" (далее - ООО "Вайлдберриз", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Вайлдберриз" по доверенности фио просит судебное постановление отменить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая на создание Обществом необходимых условий для использования сотрудниками средств индивидуальной защиты и осуществление соответствующего контроля, полагает назначенное административное наказание чрезмерно суровым, правонарушение - малозначительным.
Законный представитель ООО "Вайлдберриз", защитник в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель управы адрес не явился.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом адрес от 28.06.1995 "Устав адрес" (далее - Устав адрес) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава адрес в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения адрес, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории адрес, введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ).
В соответствии с п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ, в редакции действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как следует из материалов дела, 26 мая 2021 года в 12 часов 30 минут должностным лицом адрес Зябликово адрес в ходе проведения обследования в помещении пункта выдачи товаров ООО "Вайлдберриз", расположенного по адресу: адрес, выявлено несоблюдение ООО "Вайлдберриз" требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившееся в том, что Общество допустило нахождение в пункте выдачи товаров интернет-магазина "Вайлдберриз" работника без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор).
Указанные обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу - ООО "Вайлдберриз" помещений по адресу: Москва, фио, д.4, корп.6 от 26 мая 2021 г, определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Вайлдберриз" по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ от 26 мая 2021 г.; протоколом об административном правонарушении от 17 июня 2021 г. в отношении ООО "Вайлдберриз" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в котором изложено существо правонарушения; фото и видеоматериалом, на котором зафиксирован факт отсутствия у работника Общества в период режима повышенной готовности средств индивидуальной защиты на рабочем месте; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Вайлдберриз", иными материалами дела.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда правомерно применены положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ", предусмотрено, что с 30.07.2021 утрачивают силу требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при посещении гражданами общественных мест, магазинов, использовании городского транспорта.
В связи с чем судьей районного суда обоснованно исключено из обвинения указание на отсутствие у работника Общества средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
Деяние ООО "Вайлдберриз" правильно квалифицировано по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, поскольку факт несоблюдения требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившееся в том, что Общество допустило нахождение в пункте выдачи товаров интернет-магазина "Вайлдберриз" работника без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор), нашел свое подтверждение.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Вайлдберриз" имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, т.к. Обществом созданы все необходимые условия для использования сотрудниками средств индивидуальной защиты, а именно: сотрудники проинструктированы о необходимости и порядке использования средств индивидуальной защиты, ведется журнал инструктажа, сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, в целях выполнения требований п. 5 Указа Мэра от 5 марта 2020 г. N 12-УМ (в редакции Указа от 07 мая 2020 г. N 53-УМ) "О введении режима повышенной готовности" не может повлечь признание обжалуемого постановления незаконным и его отмену в силу следующего.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
В целях снижения рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения адрес и создания условий для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ определены требования, обязанности, а также рекомендации работодателей организаций и предприятий, деятельность которых не была приостановлена.
К ним в частности относиться требование обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и средств индивидуальной защиты рук (перчатки) работниками на рабочих местах.(пункты 2.2.1 и 2.2.2 Требований).
В данном случае сам по себе факт нахождения работника ООО "Вайлдбериз" на рабочем месте в помещении, доступном для неограниченного круга лиц, без средств индивидуальной защиты (маски), свидетельствует о том, что Обществом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения вышеназванных требований Указа Мэра со стороны его работников.
Факт формального предупреждения сотрудников о необходимости использования средств индивидуальной защиты и выдача таких средств, отметка в журнале о проведении соответствующего инструктажа при отсутствии принятия мер по контролю за исполнением работниками соблюдения мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, свидетельствует о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "Вайлдберриз", в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Довод жалобы о том, что дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие представителя ООО "Вайлдберриз" не может являться основанием к отмене постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений частей 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела одним из способов, указанных в данной статье: заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. При этом соответствующее извещение направляется по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Из материалов дела следует, что по месту нахождения общества по адресу: адрес, г. адрес, адрес направлена повестка с информацией о месте и времени рассмотрения дела назначенного на 18 августа 2021 г. в 10 час. почтовым регистрируемым отправлением с идентификатором 14578861493246 (л.д. 30-31). Повестка направлена 19 июля 2021 г. по адресу указанному в ЕГРЮЛ (л.д.22), согласно данным истории операций доставки отправление прибыло в место вручения 26 июля 2021 г. и 04 августа 2021 г. возращено отправителю.
О том, что в отношении Общества ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ представителю Общества было известно, протокол об административном правонарушении составлен с участием защитника, которому вручена копия протокола. (л.д.3), в связи с чем Общество должно было обеспечить получение корреспонденции по указанному ими адресу. При таких данных судья вправе был рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Таким образом, нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту в ходе производства по делу не допущено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность постановления.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено ООО "Вайлдберриз" в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 18 августа 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.