Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, поданную 16 октября 2021 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года по административному делу N 2а-4187/2020 по административному исковому заявлению Шишкиной Елизаветы Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным решения и действий по снятию с государственного кадастрового учета жилого дома, возложении обязанности восстановить в государственном кадастровом учете запись о жилом доме.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Фатхутдиновой О.Ф, административного истца Шишкиной Е.М, ее представителя Дюпина Ю.Н, заинтересованных лиц по делу и их представителей Хаматнуровой Ф.Х, Мухайлова В.Г, Болло В.Г, Гумеровой С.М, Минибаевой А.М, Трудакова С.Н, Исланского Т.Р, судебная коллегия
установила:
Шишкина Е.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по снятию с государственного кадастрового учета здания (жилого дома) с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", возложении обязанности восстановить в государственном кадастровом учете запись об указанном жилом доме.
В обоснование требований указывала, что здание находилось на государственном кадастровом учете в качестве жилого дома, решением Ленинского районного суда г. Уфы от 15 февраля 2012 года за ней признано право собственности на комнату в порядке приватизации, но 7 августа 2017 года посредством исправления технической ошибки в сведениях об объекте капитального строительства административный ответчик изменил статус и назначение здания на нежилое, что повлекло нарушение ее прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, ГУП "Управление административными зданиями", государственный регистратор, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, Хаматнурова Ф.Х, Идиятуллина Л.А, Шишкина Е.А, Миннибаев Р.Р, Минибаева А.М, Мухайлов В.Г, Мухойлов Т.В, Мухойлова Ф.Ф, Дегтярев В.С, Дегтярева А.С, Дегтяров Н.С, Хаматнурова Д.Х, Хаматнуров Л.Р, Хусаинов А.Б, Танская Г.М, Трудаков С.Н, Хаева Л.Н, Файзуллина А.В, Миннибаева А.Р, Миннибаева Р.Р, Ахметова Н.М, Болло В.Г, Сижаева Г.Г.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 октября 2020 года в удовлетворении административного иска Шишкиной Е.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, постановлено признать незаконным решение и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по снятию с государственного кадастрового учета здания (жилого дома) с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан восстановить в государственном кадастровом учете запись о жилом доме с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, приводит доводы о том, что прежняя постановка здания на государственный кадастровый учет с кадастровым номером "данные изъяты" была обусловлена данными технического паспорта от 11 января 2002 года без наличия на то законных оснований, так как сведения о назначении такого здания в техническом паспорте не были указаны, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелась запись от 31 марта 2005 года о зарегистрированном праве Министерства обороны Российской Федерации на нежилое здание - учебный корпус, расположенный по аналогичному адресу, кроме того, здание расположено на ранее учтенном земельном участке категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под здания и сооружения войсковой части", информации о наличии многоквартирного дома не имелось.
Ссылки суда апелляционной инстанции на положения части 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" считает неправомерными, указывая, что данная норма не содержит закрытого перечня случаев, конкретных способов исправления технической ошибки, кроме того, посредством исправления технической ошибки в рассматриваемом случае государственным регистратором прав устранен двойной учет одного и того же объекта недвижимости, при этом осуществлена привязка помещений, зарегистрированных за гражданами, к зданию с кадастровым номером "данные изъяты", являвшемуся изначально учебным корпусом, и внесены сведения о наименовании здания как общежитие исходя из регламентирующих указаний о необходимости определения такого здания как общежитие в качестве нежилого здания.
Также указывает, что государственная регистрация права собственности правообладателей комнат в здании проводилась период с 2012 по 2014 годы не на основании решений собственника здания, принятых в соответствии с жилищным законодательством, а на основании судебных актов о признании прав граждан на помещения, при этом информация о переводе здания в жилой дом в судебных актах отсутствует. Полагает, что законные интересы административного истца оспариваемыми действиями не нарушаются.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Республике Башкортостан доводы кассационной жалобы поддержала. Остальные лица, участвующие в деле, просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалованного апелляционного определения.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судами установлено, что 1 июля 2011 года на государственный кадастровый учет поставлено здание, расположенное по адресу: "адрес" с присвоением кадастрового номера "данные изъяты" и с наименованием "жилой дом" по техническому паспорту от 11 января 2002 года, составленному органом технической инвентаризации.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы от 15 февраля 2012 года за Шишкиной Е.М, Шишкиной Е.А. в порядке приватизации признано право собственности по 1/2 доли на комнату "адрес".
В здании расположены жилые помещения, право собственности в порядке приватизации на которые также признано судебными решениями со ссылкой на нормы Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в собственность; к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовались в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В связи с наличием записи о государственной регистрации права оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации 10 февраля 2014 года на государственный кадастровый учет поставлено здание, расположенное по адресу: "адрес" с присвоением кадастрового номера "данные изъяты" и с наименованием "учебный корпус".
Оспариваемое исправление технической ошибки, по пояснениям административного ответчика, обусловлено вторичным внесением сведений об объекте капитального строительства, неправомерным внесением в кадастр недвижимости двух кадастровых номеров ("данные изъяты" и "данные изъяты") в отношении одного и того же здания, что не соответствовало более актуальному техническому паспорту от 20 октября 2003 года, подготовленному ГУП "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости в Республике Башкортостан".
После этого, в 2019 году здание передано из федеральной собственности в государственную собственность Республики Башкортостан, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2019 года N 136-р здание принято безвозмездно в государственную собственность Республики Башкортостан, впоследствии включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП Республики Башкортостан "Управление административными зданиями объектов нежилого фонда".
Отменяя решение суда первой инстанции, полагавшего, что исправление технической ошибки не повлекло за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", права на который не были зарегистрированы, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающими, что при основаниях полагать что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии условий для исправления технической ошибки во внесудебном порядке, на что правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции.
Вывод суда апелляционной инстанции отвечает процессуальному требованию о необходимости оценки судом достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям.
Доводы заявителя кассационной жалобы о противоречивости имевшихся данных о здании, двойном учете одного и того же объекта недвижимости не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, его несогласие с ними не подтверждает нарушения судом норм права.
Обжалованный судебный акт соответствует требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.