Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хуснутдинова Рустема Валерьевича, поданную 26 октября 2021 года на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2021 года по административному делу N 2а-522/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан к Хуснутдинову Рустему Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения Хуснутдинова Р.В, представителя Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан Демидовой М.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Хуснутдинову Р.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год, в размере 25 640 рублей, пени в размере 307 рублей 25 коп, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, являвшимся собственником объектов недвижимости, обязанности по уплате налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись налоговое уведомление, требование об уплате налогов, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 11 мая 2021 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2021 года решение суда первой инстанции изменено путем указания в решении периода образования пеней, а также общей суммы задолженности, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хуснутдинов Р.В. просит отменить судебные постановления, приводит доводы о том, что он не является собственником нежилых помещений площадью 553, 20 кв.м, расположенных в доме N по "адрес", сделки по продаже указанных помещений признаны недействительными решением Советского районного суда г. Казани от 30 сентября 2014 года, в связи с чем считает, что за ним отсутствует обязанность по уплате налога.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный ответчик Хуснутдинов Р.В. поддержал доводы жалобы. Представитель Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан Демидова М.В. просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее налоговой инспекции, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
С учетом вышеприведенных правовых положений обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц возникает у такого лица по общему правилу с момента регистрации за ним права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Судами установлено, что Хуснутдинов Р.В. являлся собственником, наряду с прочими, объекта недвижимости "иные строения, помещения и сооружения" с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дата регистрации права - 15 ноября 2013 года, дата утраты права - 18 июня 2018 года.
Решением Советского районного суда г. Казани от 30 сентября 2014 года договоры купли-продажи нежилых помещений N, площадью 553, 2 кв.м, расположенных в подвале дома N по "адрес", заключенные 29 мая 2013 года между Исаковым А.К. и ООО "Д-Строй" и 7 ноября 2013 года между ООО "Д-Строй" и Хуснутдиновым Р.В, признаны недействительными.
Оценивая доводы сторон спора, суды исходили из правомерных выводов о том, что признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, учитывая, что Хуснутдинов Р.В. владел недвижимым имуществом, являющимся объектом налогообложения, как собственник.
Из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" следует, что государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, указанное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество как обладающее правом собственности на соответствующий объект недвижимости.
Приведенные административным истцом доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов судов обеих инстанций обстоятельствам административного дела, нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хуснутдинова Рустема Валерьевича - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.