Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И.
судей Карякина Е.А, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 26 октября 2021 года кассационную жалобу Демьяненко Ю.А. на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 июля 2021 года по административному делу N 2а-37/2021 по административному исковому заявлению Демьяненко Юрия Александровича к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отделению (территориальное г. Йошкар-Ола ФГКУ "Центррегионжилье") о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, о восстановлении на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения Демьяненко Ю.А. в поддержку кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Демьяненко Ю.А. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), отделению (территориальное г. Йошкар-Ола ФГКУ "Центррегионжилье"). Впоследствии судом апелляционной инстанции произведена замена означенных административных ответчиков по административному делу на их процессуальных правопреемников: ФГАУ "Росжилкомплекс", филиал Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс".
В обоснование административного иска указано, что административный истец проходил военную службу в войсковой части 11129, на основании приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от 24 июля 2017 года N 34 уволен досрочно с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы составила 21 год 8 месяцев 20 дней.
8 апреля 2016 года на основании решения N 7/6 ФГКУ "Центррегионжилье" истец и члены его семьи супруга Демьяненко Н.А, дочери ФИО7, ФИО8 были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с учетной категорией: военнослужащий, заключивший первый контракт до 1 января 1998 года (27.11.1997 года), нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по месту прохождения службы, избранное место жительства город Ижевск Удмуртской Республики. Решением N 7/3 от 30 июля 2018 года ФГКУ "Центррегионжилье" супруга административного истца Демьяненко Н.А. была исключена из членов семьи военнослужащего, нуждающегося в жилых помещениях, поскольку самостоятельно проходила военную службу в войсковой части 55498 и являлась участником накопительно-ипотечной системы с включением в реестр участников с 2 октября 2009 года (первый контракт заключен с 2 октября 2006 года).
Приказом начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от 30 ноября 2018 года N 55 уволена досрочно с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
ДД.ММ.ГГГГ супруга административного истца по договору купли-продажи приобрела жилой дом в г. "данные изъяты", оформив в свою собственность.
Решением N 7/2 от 20 февраля 2020 года ФГКУ "Центррегионжилье" сняло административного истца и его дочерей с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с тем, что супруга Демьяненко Ю.А. имеет в собственности жилое помещение.
Административный истец не согласен с решением административного ответчика, считая нарушенным свое право, указывает на то, что необоснованно снят с учета, так как его супруга приобрела жилое помещение за счет средств накопительно-ипотечной системы, что не является, по его мнению, совместно нажитым имуществом супругов, просил суд: признать незаконным решение N 7/2 от 20 февраля 2020 года ФГКУ "Центррегионжилье" о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений Демьяненко Ю.А, членов семьи: дочерей ФИО7, ФИО8; восстановить Демьяненко Ю.А. и его дочерей ФИО7, ФИО8 на учете нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма с учетной категорией: военнослужащий, заключивший первый контракт до 1 января 1998 года по избранному месту жительства в г. Ижевске Удмуртской Республики.
Решением Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 июля 2021 года, в удовлетворении административного иска Демьяненко Ю.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 26 октября 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Демьяненко Ю.А, выражая несогласие с выводами судов, изложенными в судебных актах, просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы приведены доводы, ранее изложенные в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе.
По мнению подателя жалобы, административным ответчиками не представлено доказательств законности оспариваемого решения, полагает, что приобретение супругой Демьяненко Ю.А. с использованием накопительно-ипотечной системы в собственность жилого помещения не влечет лишение Демьяненко Ю.А. права на обеспечение жильем как военнослужащего.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с названной нормой, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов административного дела следует, что Демьяненко Ю.А. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Казань) ФГКУ "Центррегионжилье" от 8 апреля 2016 года N 7/6 на основании заявления и предоставленных документов старший прапорщик Демьяненко Ю.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 4 человека (он, супруга, двое детей) с датой постановки 9 марта 2016 года по избранному месту жительства - г. Ижевск.
Супруга Демьяненко Ю.А. - Демьяненко Н.А. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ заключен первый контракт сроком на 3 года, с ДД.ММ.ГГГГ Демьяненко Н.А. включена в реестр участников накопительноипотечной системы (далее - НИС).
Решением начальника отделения (территориальное, г.Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжилье" от 30 июля 2018 года супруга Демьяненко Ю.А. - Демьяненко Н.А. снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с тем, что Демьяненко Н.А. (на момент принятия решения) являлась военнослужащей - участницей НИС и не могла быть обеспечена одновременно жилым помещением в двух формах (как военнослужащая - участник НИС и как член семьи военнослужащего, обеспечиваемого жилищной субсидией).
Демьяненко Ю.А. состоит в браке с Демьяненко Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
За Демьяненко Н.А. на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N (заключенного в период брака) зарегистрировано право собственности на жилое помещение, находящееся в городе Белгороде общей площадью 148, 7 кв.м.
Решением от 20 февраля 2020 года N 7/2 ФГКУ "Центррегионжилье" административный истец и члены его семьи (двое дочерей) сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения Демьяненко Ю.А. и членов его семьи в расчете на одного человека составляет 24, 78 кв.м (74, 35/3), что превышает учетную норму по избранному месту жительства в городе Ижевске, установленную в размере 10 кв.м, а также по месту нахождения жилого помещения в городе Белгороде, установленную в размере 15 кв.м.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения нарушений действующего законодательства административными ответчиками не допущено, отсутствуют нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исследовав и оценив представленные в материалы административного дела доказательства, суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 33-34, 36 Семейного кодекса Российской Федерации верно указал, что приобретенное супругой административного истца за счет участия в НИС в период брака жилое помещение является совместной собственностью супругов Демьяненко.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, отклонившего как несостоятельные доводы административного истца, правильно указал, что исходя из содержания абзаца 3 пункта 15 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ следует, что если участники накопительно-ипотечной системы являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживают с ними, указанные участники накопительно-ипотечной системы учитываются при признании этих военнослужащих или граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Принимая во внимание означенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства, его принятие не повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, обеспеченного жилой площадью сверх учетной нормы.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, если жилое помещение приобретено участником НИС в период нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях как члена семьи военнослужащего, данное жилое помещение должно учитываться при признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях и (или) установления уровня обеспеченности общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи проживающего в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с частью 7 статьи 57 названного кодекса должно учитываться при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину. Данная позиция применяется и в случае, если участник НИС (супруг или супруга военнослужащего) не заявлен военнослужащим в качестве члена семьи.
Таким образом, супруга Демьяненко Ю.А. - Демьяненко Н.А. как участник НИС добровольно реализовала свое право и в период брака приобрела жилое помещение, которое подлежит учету при признании административного истца нуждающимся в жилых помещениях и (или) установления уровня обеспеченности общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства заявителем жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Демьяненко Ю.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 9 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.