Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 октября 2021 года кассационную жалобу Кириллова Евгения Олеговича на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года по административному делу N 2а-8/2021 по административному исковому заявлению Кириллова Е.О. к администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок, устранении недостатков, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права собственности, восстановлении на государственном кадастровом учете земельного участка, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением администрации Алатырского района Чувашской Республики от 29 января 2015 года N 21 с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 13 февраля 2015 года N 68, утверждена схема расположения земельных участков: N площадью 10000 кв.м с установлением вида разрешенного использования по классификатору - сельскохозяйственное использование, местоположение: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение; N площадью 10000 кв.м с установлением вида разрешенного использования по классификатору - сельскохозяйственное использование, местоположение: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, образуемых путем раздела в измененных границах земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, площадью 345500 кв.м. с разрешенным видом использования - для обслуживания пруда и плотины.
Согласно этому постановлению и межевому плану вновь образованный земельный участок N площадью 10000 кв.м по заявлению администрации Алатырского района Чувашской Республики был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен временный кадастровый номер N.
Постановлением Кувакинского сельского поселения от 16 марта 2015 года N 14а земельный участок площадью 10000 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, выставлен на торги в форме аукциона.
22 мая 2015 года администрация Кувакинского сельского поселения (далее - Администрация) и Кириллов Е.О. (далее - административный истец) заключили договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:06:000000:1587, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, для сельскохозяйственного использования, общей площадью 10000 кв.м.
22 мая 2015 года сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка, согласно которому администрация Кувакинского сельского поселения сдала, а Кириллов Е.О. принял земельный участок с кадастровым номером 21:06:000000:1587.
12 августа 2015 года было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22 мая 2015 года.
6 июня 2019 года Кирилловым Е.О. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - административный ответчик, Управление Росреестра по Чувашской Республике) были представлены документы для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение.
14 июня 2019 года межмуниципальным отделом по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра по Чувашской Республике Кириллову Е.О направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок. В качестве обоснования принятия решение государственным регистратором указано, что земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета, с присвоением ему статуса "архивный", и, соответственно, прекратил существование как объект гражданских прав; администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики (другая сторона сделки) в регистрирующий орган с заявлением о переходе права собственности на данный земельный участок не обращалась; земельный участок примыкает к береговой линии водного объекта - пруда, следовательно, захватывает береговую полосу в пределах границ земельного участка, ширина которой составляет 20 метров; сделка купли-продажи не соответствует с требованиями земельного и водного законодательства, заключена без учета ограничения оборотоспособности (приватизации) земельного участка в составе земель водного фонда, земель общего пользования.
По мнению административного истца, действия Управления Росреестра по Чувашской Республике являются неправомерными, поскольку границы самостоятельного водного объекта - руслового пруда на реке Ичиксы не установлены; администрация Кувакинского сельского поселения Чувашской Республики не осуществила должной осмотрительности и не привела продаваемый объект в надлежащий вид, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "земли сельскохозяйственного использования".
Ссылаясь на положения статьей 209, 213, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 70, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец Кириллов Е.О. просил: обязать Управление Росреестра по Чувашской Республике восстановить на государственном кадастровом учёте земельный участок с кадастровым номером N; признать незаконным приостановление Управлением Росреестра по Чувашской Республике государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N; обязать администрацию Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики совершить все необходимые действия для устранения недостатков, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N; обязать Управление Росреестра по Чувашской Республике зарегистрировать права собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, кадастровый квартал N N, площадью 10000 кв.м.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Кириллова Е.О. отказано.
В кассационной жалобе административный истец Кириллов Е.О. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя правовую позицию, изложенную им ранее в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе, не соглашается с выводами судов о правомерности действий Управления Росреестра по Чувашской Республике по приостановлению государственной регистрации права.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, что судебная коллегия находит обоснованным по следующим основаниям.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемое решение принято компетентным должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий исходя из выявленных обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной регистрации права.
Судебная коллегия находит выводы судов в обжалуемой части правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество это - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных поименованным федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная и регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
Из содержания пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением случаев, при которых в соответствии с данным федеральным законом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права (подпункт 1); сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено этим федеральным законом (подпункт 3).
По смыслу указанного правового регулирования регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета возможна только в отношении объектов недвижимости, поставленных ранее на кадастровый учет и наличии сведений о них в ЕГРН.
Согласно пунктам 5, 7, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Как установлено судами, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 2 марта 2015 года с присвоением ему временного кадастрового номера N.
Согласно сведениям из ЕГРН указанный земельный участок снят с кадастрового учета 29 октября 2018 года.
Таким образом, учитывая упомянутые выше положения Федерального закона N 218-ФЗ применительно к рассматриваемому административному делу является правильным вывод судов об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для осуществления государственной регистрации права в отношении спорного земельного участка, поскольку он снят с учета и имеет статус "архивный", что позволяло принять государственному регистратору решение о приостановлении государственной регистрации права по указанным в части 1 статьи 47 Федерального закона N 218-ФЗ основаниям.
Оценка правомерности снятия данного земельного участка с кадастрового учета не входила в предмет административного спора и такие требования административным истцом не заявлялись, что не позволяло судам при осуществлении судебного контроля оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации права возложить на административного ответчика обязанность восстановить земельный участок на кадастровом учете.
Также, согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права проводится на основании заявления сторон договора.
От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (пункт 5).
Как верно установлено судами, другая сторона договора купли-продажи - муниципальное образование, осуществившее сделку с административным истцом, в Управление Росреерестра с соответствующим заявлением не обратилось, что препятствовало государственному регистратору осуществить государственную регистрацию права.
Учитывая данные обстоятельства судебная коллегия считает у судов отсутствовали условия, приведенные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления Кириллова Е.О.
Аргументы кассационной жалобы о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку сформированы на произвольном и ошибочном толковании норм права, иной оценке имеющихся в деле доказательств.
В то же время судебная коллегия не соглашается с выводами судов о правомерности приостановления государственным регистратором государственной регистрации права по мотивам несоответствия совершенной между органом местного самоуправления и Кирилловым Е.О. сделки купли-продажи требованиям закона.
Действительно, в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке.
Осуществление государственной регистрации также может быть приостановлено в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).
Полагая, что названная сделка по причине нарушения требований земельного законодательства, запрещающего осуществлять приватизацию земель общего пользования, является недействительной, ничтожной, государственный регистратор возложил на заявителя обязанность определив местоположение береговой полосы и установления в охранной зоны реки Ичиксы и пруда, переоформить сделку в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства с учетом ограничения обороноспособности земельного участка.
Соглашаясь с законностью выводов административного ответчика в приведенной части, судами оставлено без внимания, что вступившим в законную силу решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2020 года оставлено без удовлетворения исковое заявление администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики к Кириллову Е.О. о признании заключенного 22 мая 2015 года договора купли-продажи земельного участка недействительным. При этом суд указал, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при совершении спорной сделки были нарушены нормы законодательства и интересы третьих лиц. При этом суд констатировал, что вопросы, связанные с образованием земельного участка, вхождением в его границы территории общего пользования, подлежали выяснению при постановке его на кадастровый учет.
На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Учитывая приведенные требования процессуального закона ни государственный регистратор, ни суды первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении данного административного спора, не имели законных оснований для переоценки обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда, и делать суждения о недействительности договора купли -продажи от 25 мая 2015 года, заключенного между администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и Кирилловым Е.О.
Возложение на заявителя Кириллова Е.О. обязанности определения местоположения береговой полосы, установления охранной зоны реки Ичиксы и пруда и дальнейшего переоформления сделки купли-продажи земельного участка, выходит за рамки полномочий государственного регистратора и не основано на требованиях закона. В связи с чем суждения судов, относительно правомерности приостановления административным ответчиком государственной регистрации права Кириллова Е.О. по мотиву недействительности сделки, являются ошибочными и подлежат исключению из обжалуемых судебных актов.
В то же время допущенные судами вышеуказанные ошибки не повлияли на итоговый результат рассмотрения административного дела и не могут являться основанием для отмены постановленных по делу судебных актов, поскольку административным истцом оспаривалась законность приостановления государственной регистрации права в целом как единого действия и заявлялось требование о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права, что в силу приведенных выше обстоятельств является необоснованным.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кириллова Евгения Олеговича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.