Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 октября 2021 года кассационную жалобу Акбашева Флюра Сайфелгазимовича, Амерхановой Фании Сайфельгазимовны на определение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года по административному делу N 2а-3469/2021 по административному исковому заявлению Акбашева Ф.С, Амерхановой Ф.С. о признании незаконными действий (бездействий) органов внутренних дел и исполнения наказаний по непредставлению архивных данных.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акбашев Ф.С, Амерханова Ф.С. (далее - административный истец) обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором, ссылаясь необходимость реабилитации родственников, просили признать незаконными действия (бездействия) информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, заключающиеся в непредставлении архивных сведений, подтверждающих факт уголовного преследования и отбытия наказания их отца, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного несовершеннолетним в 1943 году за падеж лошади во время пахотной работы в колхозе "Каран" деревни Адзитарово Бузовьязовского района БАССР к 5 годам лишения свободы, об осуждении дяди (брата отца), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1942 году к лишению свободы за якобы недостачу зерна, и осуждению в сентябре 1931 года к 5 годам тюремного заключения прадеда, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за невыполнение задания хлебозаготовок, а также обязать их представить архивную информацию.
Определением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 год производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года указанное определение суда первой инстанции отменено с возвращением административного дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе Акбашев Ф.С. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 названного Кодекса.
Из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации следует, что кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если кассационные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части 1, частями 3 - 6 статьи 320 поименованного Кодекса; кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.
В силу содержания части 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации в случаях, предусмотренных этим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 35 Кодекса, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
Из материалов административного дела следует, что определение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года, которым прекращено производство по настоящему административному делу, отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года с направлением административного дела на новое рассмотрение.
Таким образом названное определение суда первой инстанции по смыслу части 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не являясь вступившим в законную силу судебным актом, не может быть предметом кассационного обжалования. В этой связи кассационная жалоба Акбашева Ф.С, Амерхановой Ф.С. на судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без рассмотрения.
Проверяя законность обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены не были.
Так, прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные административными истцами требования подлежат рассмотрению в ином судебном порядке по правилам уголовного судопроизводства.
Отменяя определение о прекращении производства по административному делу и возвращая его на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции констатировал, что обжалуемые административными истцами ответы подготовлены административными ответчиками в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), следовательно, проверка их законности должна осуществляться по правилам административного судопроизводства Российской Федерации
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено названным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 названного Кодекса.
Как следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах;
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку оспариваемые административными истцами ответы даны административными ответчиками при реализации ими публичных полномочий в соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ, постольку, как правильно указано судом апелляционной инстанции, судебный контроль за законностью данных ответов должен осуществляться в порядке, установленном административным судопроизводством Российской Федерации. Иного судебного порядка разрешения заявленных административными истцами требований не имеется.
Так как данные обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты, поэтому суд апелляционной инстанции, руководствуясь требованиями статьи 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обоснованно отменив определение суда первой инстанции, направил административное дело на новое рассмотрение.
Доводы кассационной жалобы, как не имеющие правового значения, не могут повлечь отмены постановленного по делу апелляционного определения суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
кассационную жалобу Акбашева Флюра Сайфелгазимовича, Амерхановой Фании Сайфельгазимовны на определение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года оставить без рассмотрения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Акбашева Флюра Сайфелгазимовича, Амерхановой Фании Сайфельгазимовны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.