Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 октября 2021 года кассационную жалобу административного истца - территориального общественного самоуправления "Родник" на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-301/2021 по административному исковому заявлению территориального общественного самоуправления "Родник" к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, возложении обязанности принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и направить документы в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области для внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Территориальное общественное самоуправление "Родник" (далее - ТОС "Родник", административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Управление Минюста России по Ульяновской области, административный ответчик), указав, что было зарегистрировано постановлением мэрии города Ульяновска от 28 октября 2011 года N 4976, в качестве юридического лица - 21 декабря 2011 года.
22 мая 2020 года на конференции граждан ТОС "Родник" делегатами ТОС было принято решение об избрании руководящих и контрольных органов, утверждении Устава в новой редакции, который зарегистрирован постановлением администрации города Ульяновска от 10 июля 2020 года N 1063.
6 августа 2020 года в Управление были предоставлены заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р14001, по итогам рассмотрения которых было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ изменённых сведений о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, а в отношении предоставленных документов к заявлению по форме N Р13001 решением от 28 августа 2020 года отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ТОС "Родник", по основанию противоречия Устава законодательству Российской Федерации.
Административный истец полагал выводы Управления незаконными, поскольку полное наименование ТОС, утверждённое конференцией граждан, идентично наименованию, указанному в пункте 1.7 раздела 1 Устава ТОС "Родник" и в пункте 1 заявления по форме N Р13001, а отказ в регистрации повлёк за собой негативные последствия для ТОС "Родник".
В связи с этим административный истец просил суд признать незаконным решение Управления Минюста России по Ульяновской области от 28 августа 2020 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТОС "Родник", обязать административного ответчика принять решение о государственной регистрации изменений и направить их в УФНС России по Ульяновской области для внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Ульяновской области, Ульяновская Городская Дума, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) "Центр управления городом".
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 12 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 9 ноября 2021 года, ТОС "Родник" просит отменить названные судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении требований в полном объёме, указывая в обоснование, что судами обеих инстанций не были всесторонне исследованы доводы административного истца.
Представитель Управления Минюста России по Ульяновской области по доверенности Бахматова Н.А. в письменных возражениях просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, при этом УФНС России по Ульяновской области и МБУ "Центр управления городом" представлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованных лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё возражений, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что ТОС "Родник" зарегистрировано постановлением мэрии города Ульяновска от 28 октября 2011 года N 4976, в качестве юридического лица зарегистрировано 21 декабря 2011 года (т. 1, л.д. 40, 52).
22 мая 2020 года на конференции граждан ТОС "Родник" было принято решение об утверждении Устава ТОС "Родник" в новой редакции, об избрании руководящих и контрольных органов ТОС в соответствии с новой структурой ТОС "Родник" (т. 1, л.д. 83 - 90).
Устав ТОС "Родник" в новой редакции зарегистрирован постановлением администрации города Ульяновска от 10 июля 2020 года N 1063 (т. 1, л.д. 67, 68 - 82).
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р 13001, и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р 14001, были предоставлены в регистрирующий орган, которым 19 августа 2020 года сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица (т. 1, л.д. 55 - 65).
В отношении заявления по форме N Р13001 и приложенных к нему документов административным ответчиком было принято решение (уведомление) от 28 августа 2020 года N73/03-3923 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ТОС "Родник", по основаниям противоречия Устава законодательству Российской Федерации, а именно: наименование ТОС, указанное на титульном листе Устава, не соответствует полному наименованию организации, указанной в пункте 1.7 раздела 1 Устава и сведениям, указанным в протоколе конференции граждан ТОС от 22 мая 2020 года (присутствует фраза "в новой редакции", что не соответствует требованиям Приказа Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@); раздел 2 Устава ТОС, определяющий границы территории, в пределах которой ТОС осуществляет свою деятельность, не соответствует решению Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 44 (пункт 2.2 раздела 2 Устава включает перечисление домов, входящих в границы ТОС, в то время как Решение Ульяновской Городской Думы такого перечисления не содержит) (т. 1, л.д. 41 - 42).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом муниципального образования, пункт 2.2 Устава ТОС "Родник" не соответствует решению Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 44, установившему границы территории, на которой осуществляется ТОС "Родник", в связи с чем у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области имелись законные основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТОС.
Одновременно суд пришёл к выводу о том, что наименование административного истца, указанное в тексте Устава, соответствует предоставленным регистрирующему органу документам, а указание на титульном листе Устава фразы "в новой редакции" нельзя расценить как нарушение, поскольку в данном случае отсутствует законодательно закрепленная обязанность отделить (выделить) словосочетание "в новой редакции" от наименования юридического лица путем заключения его в скобки, либо указания его иным шрифтом либо иным способом.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населённых пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населённых пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Согласно части 3 статьи 27 того же Федерального закона территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
В силу пункта 1 части 9 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, подлежит указанию в его уставе.
По смыслу указанных норм, осуществлению деятельности территориального общественного самоуправления предшествует принятие полномочным органом решения о границах соответствующей территории в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ, в связи с чем указанные в уставе границы осуществления ТОС должны соответствовать этому решению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, в том числе если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что решением Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 44 "О внесении изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 28.09.2011 N 165 "Об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление "Родник"" установлено, что границы территории, на которой осуществляется ТОС "Родник", проходят следующим образом: от начальной точки юго-западного угла земельного участка с кадастровым номером N м в северном направлении, 7 м в западном направлении, 54 м в северном направлении, 137 м в восточном направлении, 185 м в южном направлении, 13 м в восточном направлении, 10 м в южном направлении, 55 м в восточном направлении, 61 м в южном направлении, 22 м в юго-западном направлении, 20 м в южном направлении, 94 м в юго-западном направлении, 47 м в северо-западном направлении, 73 м в северном направлении, 50 м в западном направлении, 20 м в северо-западном направлении до начальной точки (т. 1, л.д. 126).
При этом согласно пункту 2.1 раздела 2 "Границы территории ТОС" Устава ТОС "Родник" в новой редакции, утверждённой конференцией граждан от 22 мая 2020 года, ТОС осуществляет деятельность в пределах следующей территории проживания граждан: от начальной точки юго-западного угла земельного участка с кадастровым номером N м в северном направлении, 7 м в западном направлении, 54 м в северном направлении, 137 м в восточном направлении, 185 м в южном направлении, 13 м в восточном направлении, 10 м в южном направлении, 55 м в восточном направлении, 61 м в южном направлении, 22 м в юго-западном направлении, 20 м в южном направлении, 94 м в юго-западном направлении, 47 м в северо-западном направлении, 73 м в северном направлении, 50 м в западном направлении, 20 м в северо-западном направлении до начальной точки.
В ТОС входят жители жилых домов: "адрес" (пункт 2.2 Устава) (т. 1, л.д. 112).
Установив, что указанные в пункте 2.2 Устава границы ТОС "Родник" не соответствуют решению Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 44 "О внесении изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 28.09.2011 N 165 "Об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление "Родник"" в части включения в ТОС жилых домов по адресам: "адрес", в отношении которых соответствующее решение представительным органом муниципального образования не принималось, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого решения административного ответчика и необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не содержат сведений о допущенных судами первой и апелляционной инстанций существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, а выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права. Указанные доводы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, которой дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца - территориального общественного самоуправления "Родник" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.