Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шиабиева Эдуарда Хазинуровича, поданную 29 октября 2021 года на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 декабря 2020 года, дополнительное решение Вахитовского районного суда г. Казани от 21 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июля 2021 года по административному делу N 2а-6351/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан к Шиабиеву Э.Х. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения Шиабиева Э.Х, представителя Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан Демидовой М.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Шиабиеву Э.Х. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 12 365 рублей и пени за период с 3 по 18 декабря 2019 года в размере 42, 56 рублей, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, являвшимся собственником земельного участка, обязанности по уплате налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись налоговое уведомление, требование об уплате налогов, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 17 декабря 2020 года, дополнительным решением от 21 апреля 2021 года административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Шиабиева Э.Х. заявленные суммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июля 2021 года апелляционная жалоба Шиабиева Э.Х. на указанное решение суда оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе Шиабиев Э.Х. просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что суд апелляционной инстанции принял доказательства взыскания земельного налога за 2018 год в рамках исполнительного производства, однако неправомерно согласился с зачислением налоговым органом указанных сумм в счет погашения задолженности по иным периодам, налоговая инспекция требования по зачету денежных средств за предыдущие периоды не предъявляла и они не рассматривались по существу в суде первой инстанции. Кроме того, суд не дал правовой оценки тому факту, что налоговый орган предъявил административный иск в суд после получения суммы по налогу за 2018 год, что по мнению заявителя, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны административного истца.
Также заявитель указывает, что не смог представить соответствующие доказательства суду первой инстанции, так как ввиду состояния здоровья (повышенной температуры) не был допущен в судебное заседание.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец доводы кассационной жалобы поддержал. Представитель Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеется основание для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалованных судебных постановлений.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога в соответствии с нормами статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция обращалась в суд за вынесением судебного приказа. Определением от 5 августа 2020 года мирового судьи судебного участка N 5 по Вахитовскому судебному району г. Казани отменен судебный приказ от 18 мая 2020 года о взыскании сумм, состав которых совпадает с суммами, заявленными в рассматриваемом по настоящему делу административном иске.
При этом, согласно пояснениям налоговой инспекции, перечисленные на основании судебного приказа денежные суммы направлены на погашение задолженности за предыдущие налоговые периоды.
Выводы судов, мотивированные ссылками на вышеуказанные обстоятельства, не могут быть признаны отвечающими процессуальному требованию о необходимости оценки судом достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям. Заключение о правомерном отнесении поступивших денежных сумм в погашение задолженности по земельному налогу за 2015 и 2016 годы сделано судом апелляционной инстанции в отсутствие каких-либо подтвержденных данных со стороны налоговой инспекции о распределении денежных средств. Судами обеих инстанций вывод об удовлетворении административного иска произведен без учета и исследования таких данных применительно к нормам статей 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок исполнения налоговых обязательств и основания освобождения от уплаты налога и прекращения обязанности по его уплате.
Ввиду того, что допущенные судами нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции и вынести новое решение не представляется возможным, для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, принять меры к полному, объективному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела, и с учетом доводов лиц, участвующих в деле, и представленных ими доказательств разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 декабря 2020 года, дополнительное решение Вахитовского районного суда г. Казани от 21 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июля 2021 года отменить, административное дело направить в Вахитовский районный суд г. Казани на новое рассмотрение.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.