Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 октября 2021 года кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2021 года по административному делу N 2а-986/2020 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Уфимского района Республики Башкортостан (далее - прокурор) обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - административный ответчик, Администрация) о признании бездействия, выразившегося в неустановлении срока расселения жилых домов, расположенных по адресам: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.3, ул. Железнодорожная, д.4, незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, установить срок расселения до 31 декабря 2021 года.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что постановлениями главы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 9 октября 2017 года N 2100 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.4, аварийным и подлежащим сносу", от 29 декабря 2017 года N 2809 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.3, аварийным и подлежащим сносу" указанные дома были признаны аварийными и подлежащими сносу.
Однако, в нарушение пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, указанными выше постановлениями сроки расселения граждан из признанных аварийными жилых домов, не определены, представление, внесенное в адрес административного ответчика 24 сентября 2019 года, оставлено без исполнения, что нарушает права граждан, проживающих в квартирах по указанным адресам.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2021 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены в приведенной в судебных актах формулировке.
В кассационной жалобе административный ответчик Администрация ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В качестве доводов кассационной жалобы ее автор указывает, что судами при рассмотрении административного дела не учтено, что прокурором пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд. Избранный судами способ восстановления нарушенного права о возложении на Администрацию обязанности установить срок расселения жилых домов до 31 декабря 2021 года не соответствует принципу разумности и исполнимости судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела, по мнению судебной коллегии, не допущено.
Так, как следует из материалов административного дела и установлено судами, постановлениями главы Администрации от 9 октября 2017 года N 2100, от 29 декабря 2017 года N 2809 многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.4, Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.3, признаны аварийными и подлежащими сносу.
23 сентября 2019 года заместителем прокурора Уфимского района Республики Башкортостан главе Администрации внесено представление об устранении нарушений требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в части отсутствия в вышеназванных постановлениях Администрации сроков расселения граждан.
5 ноября 2019 года Администрация письмом сообщила прокурору о том, что изменения в указанные постановления будут внесены после включения жилых домов в программу расселения граждан из аварийного жилищного фонда, разработанную Правительством Республики Башкортостан.
В дальнейшем письмами от 4 февраля 2020 года, 10 февраля 2020 года Администрация сообщила прокурору об отсутствии возможности переселения граждан из аварийного жилищного фонда в помещение муниципального маневренного фонда Уфимского район. Сведений об устранении нарушений закона Администрацией прокурору не направлено.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные к Администрации требования, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным ответчиком, вопреки требованиям пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положения), сроки расселения жилых домов в постановлениях не определены, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, зарегистрированных и проживающих в данных домах.
Судебная коллегия находит выводы судов в приведенной части вытекающими из правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.
Так, в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.
Пунктом 7 Положения определено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайных ситуаций, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Между тем, как правильно установлено судами, вопреки указанному правовому регулированию, администрация муниципального района Уфимский район, признав многоквартирные дома, расположенные по адресам: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.4, Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Геофизиков, ул. Железнодорожная, д.3, аварийными и подлежащими сносу, не определиласроки отселения физических лиц, проживающих в этих домах.
Непринятие администрацией упомянутых мер приводит к правовой неопределённости в реализации гражданами жилищных прав и в исполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.
Выводы судов о допущенном администрацией бездействии основаны на правильном применении норм материального права, надлежащей оценке представленных сторонами доказательств и установлении юридически значимых обстоятельств. Избранный судом апелляционной инстанции способ восстановления законности является исполнимым и не влечет возложение на административного ответчика обязанности, не входящей в круг его полномочий. Установленный судом первой инстанции для Администрации срок расселения жилых домов является разумным, отвечает балансу частных и публичных интересов.
Судебная коллегия не соглашается с аргументами кассатора относительно пропуска прокурором срока обращения в суд, поскольку в данном случае допущенное Администрацией бездействие является длящимся и, следовательно, нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих в аварийных жилых домах, в защиту которых прокурор обратился в суд, не может определяться каким-либо конкретным событием для целей исчисления сроков, установленных частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы Администрации фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в апелляционной жалобе, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, решение районного суда и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.