Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 октября 2021 года кассационную жалобу администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области на решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 9 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 7 октября 2021 года по административному делу N 2а-590/2020 по административному исковому заявлению Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области УФССП России по Оренбургской области к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Красногвардейский РОСП УФССП России по Оренбургской области и УФССП России по Оренбургской области обратились в суд с административным иском о признании незаконным бездействия отдела ЗАГС администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области (далее - отдел ЗАГС), выразившегося в непредставлении сведений о наличии записей в актах гражданского состояния, и возложении обязанность их предоставить. В обоснование заявленных требования указано, что 23 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем Красногвардейского РОСП в ходе совершения исполнительных действий по 22 исполнительным производствам в отношении должников направлен запрос N 56019/20/30740 в отдел ЗАГС о предоставлении информации о наличии записей в актах гражданского состояния. Ответом начальника отдела ЗАГС Богомоловой О.В. от 3 октября 2020 года N 584 в предоставлении вышеуказанной информации отказано.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 7 октября 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Красногвардейского района Оренбургской области по непредоставлению сведений о наличии записей в актах гражданского состояния о смерти должников, указанных в запросе судебного пристава-исполнителя Красногвардейского РОСП Давлетовой А.Г. от 23 сентября 2020 года N 56019/20/30740. На администрацию Красногвардейского района Оренбургской области возложена обязанность предоставить сведения о наличии записей в актах гражданского состояния о смерти должников, указанных в данном запросе.
Администрация м.о. Красногвардейский район Оренбургской области в лице начальника отдела ЗАГС Богомоловой О.В. обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы, дублируя доводы апелляционной жалобы, ссылается на неправильное применение норм материального права, указывает, что судами дано неверное толкование положений статьи 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143 "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон об актах гражданского состояния), определяющей, что территориальные органы УФССП России по Оренбургской области не относятся к органам, которым в соответствии с федеральным законодательством отдел ЗАГСа должен предоставлять сведения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают. Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, судебные инстанции исходили из того, что отказ отдела ЗАГС в предоставлении сведений в отношении должников исполнительных производств противоречит статье 13.2 Закона об актах гражданского состояния, нарушают права административного истца, создавая препятствия в осуществлении судебными приставами-исполнителями их деятельности.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, правильном применении норм действующего законодательства - статей 1, 2, 4, 5, 6, 8, 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статей 12 и 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), статьях 6 и 13.2 Закона об актах гражданского состояния, нормах Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316.
В соответствии со статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Согласно статье 7 указанного закона операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.
Частью 3 статьи 6 Закона об исполнительном производстве невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В силу части 1 той же статьи законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Федерального закона N 118-ФЗ судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого, имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.
Статьей 14 указанного Закона информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава-исполнителя в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона об актах гражданского состояния сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 13.1 указанного Федерального закона, ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 9 статьи 13.1, пункту 2 статьи 13.2 Закона данный оператор федеральной информационной системы осуществляет предоставление сведений, содержащихся в реестре, в определенном порядке. Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в реестре, предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в части сведений, необходимых для исполнения данных актов.
В силу пункта 3 статьи 13.2 Закона об актах гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Указанные положения Закона в действующей редакции являются специальными по отношению к общим нормам законодательства об исполнительном производстве, и в системной связи с ними закрепляют право судебного пристава-исполнителя направить в рамках межведомственного взаимодействия запрос в орган ЗАГС о предоставлении сведений, если эти сведения необходимы для исполнения исполнительного документа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1746 утверждены Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. В разделе II данных Правил регламентируется порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния уполномоченным органам, в том числе территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.
Доводы административного ответчика о том, что судебные приставы-исполнители в рамках межведомственного взаимодействия имеют право получать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, запрашиваемые сведения на должников исполнительных производств на дату рассмотрения дела имеются в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, объективно проверены и обоснованно отклонены с учетом того, что судебный пристав-исполнитель обращалась с соответствующим запросом в электронной форме в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, но получила ответ о том, что сведения в реестре отсутствуют или не переданы из региональной системы.
Таким образом, в рассматриваемом случае в целях надлежащего исполнения своих обязанностей судебный пристав-исполнитель правомерно обратилась в отдел ЗАГС с запросом о предоставлении информации об актах гражданского состояния на должников, о чем к верному выводу пришли судебные инстанции, поскольку отсутствие у судебного пристава-исполнителя сведений о должнике, влияет на своевременность совершения исполнительных действий, а запрошенные сведения отвечают критерию необходимости для осуществления должностным лицом своих полномочий.
Учитывая изложенное, судебные инстанции, применив системное толкование норм материального права, правильно признали оспариваемые действия отдела ЗАГС, выразившиеся в отказе предоставить судебному приставу-исполнителю Красногвардейского РОСП информацию о должниках, незаконными и препятствующими территориальному органу ФССП России осуществлять свою служебную деятельность по исполнению судебных актов, которые являются обязательными.
По данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судами не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным, обоснованным и констатирует, что суды пришли к верным выводам, правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, их позиция не противоречит нормам законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения, обеспечивает баланс интересов сторон.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, с иным толкованием положений приведенного выше законодательства, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении. Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 9 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 7 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.