N 88а-27462/2021
24 декабря 2021 года город Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Фахрутдинова И.И, рассмотрев поданную 24 ноября 2021 года кассационную жалобу Правительства Оренбургской области на апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года по административному делу N 3а-1163/2021 по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных пунктов Положения о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года N 217-п,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области (далее - УМВД России по Оренбургской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими:
- абзац 18 пункта 4 Положения о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года N 217-п, в части установления полномочия указанной комиссии по рассмотрению предложений о привлечении сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и в частности УМВД России по Оренбургской области и подчиненных УМВД России по Оренбургской области территориальных органов МВД России на районном уровне, к участию в переписи населения на Едином портале государственных и муниципальных услуг в информационно телекоммуникационной сети "Интернет";
- абзац 20 пункта 4 Положения о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года N 217-п, в части установления полномочия указанной комиссии по рассмотрению предложений по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Определением Оренбургского областного суда от 11 августа 2021 года вышеуказанное административное дело на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года вышеназванное определение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе Правительство Оренбургской области ставит вопрос об отмене названного апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое Положение о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденное постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года N 217-п, не является нормативным правовым актом, поскольку применяется в отношении определенного круга лиц, не устанавливает, не изменяет и не прекращает установленных законодательством прав и обязанностей неопределенного круга участников правоотношений. Следовательно, заявленные административным истцом требования подлежали рассмотрению районным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлено.
Так, передавая административное дело по подсудности в Ленинский районный суд г. Оренбурга, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом Положение о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденное постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года N 217-п, не обладает признаками, характеризующими правовой акт, поскольку носит организационно-распорядительный характер, определяет субъективный состав комиссии, регулирует вопросы деятельности созданной комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, то есть направлено на урегулирование правоотношений определенного круга лиц. Кроме того, отсутствует признак, отличающий нормативный правовой акт - официальное опубликование.
Отменяя судебный акт суда первой инстанции и возвращая административное дело для рассмотрения в Оренбургский областной суд, суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое Положение обладает признаками нормативного правового акта, поскольку в нем установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование правоотношений, связанных с порядком обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Оренбургской области; решением вопросов, связанных с проведением Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Оренбургской области.
Суд кассационной инстанции находит данный вывод суда апелляционной инстанции, основанным на верном толковании и применении норм процессуального права.
Так, статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 поименованного кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Подсудность административных дел, рассматриваемых верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа в качестве суда первой инстанции, определена статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17 ноября 1997 года N 17-П и от 31 марта 2015 года N 6-П).
Проанализировав содержание оспариваемого Положения, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно обладает признаками нормативного правового акта, поскольку в нем установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование правоотношений, связанных с порядком обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Оренбургской области; решением вопросов, связанных с проведением Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Оренбургской области.
Определяя порядок проведения указанных мероприятий, Положение о комиссии Оренбургской области путем введения дополнительных новых правовых норм конкретизирует положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 1185 "Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года", Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения".
Оспариваемый акт общего действия, устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, направленные на изменение и (или) прекращение существующих правоотношений, поскольку субъектом правоотношений является в том числе и население Оренбургской области и другие лица, имеющие регистрацию по месту жительства (месту нахождения) на данной территории, рассчитан на многократное применение; содержит конкретизирующие нормативные предписания.
Таким образом, судебный контроль в отношении оспариваемого Положения, являющего нормативным правовым актом, в силу положений статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен осуществляться Оренбургским областным судом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно констатировал ошибочность выводов суда первой инстанции о неподсудности административного дела Оренбургскому областному суду и исходя из этого правомерно отменил определение о передачи административного дела по подсудности в районный суд.
Доводы кассационной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм процессуального права и иной оценке содержания оспариваемого Положения, не могут повлиять на правильность выводов суда апелляционной инстанции по вышеприведенным мотивам.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья И.И. Фахрутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.