Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 22 ноября 2021 года кассационную жалобу Заболотских А.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2021 года по административному делу N 2а-2873/2021 по административному исковому заявлению Заболотских Андрея Владимировича к Главе Республики Марий Эл Евстифееву А.А, администрации Главы Республики Марий Эл о признании незаконным Указа Главы Республики Марий Эл от 15 марта 2021 года N 32 "О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл" с момента его принятия.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения Заболотских А.В. в поддержку кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заболотских А.В. (далее - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Главе Республики Марий Эл Евстифееву А.А, администрации Главы Республики Марий Эл.
В обоснование административного иска указано, что 16 марта 2021 года на интернет-портале Главы Республики Марий Эл размещен названный Указ Главы Республики Марий Эл, на основании которого на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл с 16марта 2021 года назначен Кондратенко А.В. Процедура назначения осуществлена с нарушением установленного порядка согласования с Государственным Собранием Республики Марий Эл.
По мнению административного истца, незаконные действия Главы Республики Марий Эл нарушают его право как депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл на принятие решения по выбору кандидатуры на должность члена правительства, конституционное право на участие в формировании исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Заболотских А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 22 ноября 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Заболотских А.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить постановленные по делу судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы ее автор ссылается на нарушение установленной законом процедуры назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, полагает, что назначение состоялось в отсутствие согласования с Государственным Собранием Республики Марий Эл, что нарушает права и законные интересы административного истца как депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представителем административных ответчиков Бурмистровым А.А, действующим по доверенности, представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, выслушав административного истца, огласив возражения административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 83 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл формирует высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Республики Марий Эл.
Частью 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" предусмотрено, что назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
В пункте "к" части 1 статьи 73, пункте "и" статьи 79, части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл относится согласование по представлению Главы Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл; Глава Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл, вносит в его состав изменения; компетенция, структура, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом.
Из положений части 1 статьи 3 3акона Республики Марий Эл от 18сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" следует, что кандидатуры членов Правительства, в том числе кандидатуры министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
Согласование Государственным Собранием Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25 июля 2019 года N710-П.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что 15 марта 2021 года Главой Республики Марий Эл издан Указ N 32 "О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл", в соответствии с которым Кондратенко А.В. назначен на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл с 16 марта 2021 года.
19 марта 2021 года Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл направлены материалы для согласования назначения Кондратенко А.В. на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
29 апреля 2021 года состоялась семнадцатая сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, на ее рассмотрение поставлен вопрос о согласовании Государственным Собранием Республики Марий Эл кандидатуры Кондратенко А.В. для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
По результатам голосования большинством голосов от числа избранных депутатов принято постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл N 236-П "О согласовании кандидатуры КондратенкоА.В. для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл".
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обоснованно исходил из того, что издание оспариваемого Указа и внесение Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл представления для согласования назначения Кондратенко А.В. на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл осуществлено в соответствии с действующим законодательством и не нарушило прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы Заболотских А.В. указал на надлежащую оценку обстоятельств дела, произведенную судом первой инстанции, и отсутствие правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
При вышеизложенных обстоятельствах не имеется совокупности условий, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным (незаконным).
Вопреки доводам кассационной жалобы издание оспариваемого Указа и внесение Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл представления для согласования назначения кандидатуры на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл осуществлено в соответствии с действующим законодательством и не нарушило прав и законных интересов административного истца как депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл, по своей инициативе покинувшего сессию и добровольно устранившегося от участия в голосовании по вопросу согласования кандидатуры для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильно принятых судебных решений, не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и привести к неправильному его разрешению.
Содержание кассационной жалобы повторяет доводы апелляционной жалобы, аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Заболотских А.В. - безудовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.