Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкин В.Н., изучив кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан на определение мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и апелляционное определение судьи Бижбулякского межрайонного суда постоянного судебного присутствия в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года по материалу N 9а-72/2021 по заявлению Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан о вынесении судебного приказа о взыскании с Яковлевой Р.В. обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Яковлевой Р.В. задолженности по земельному налогу за 2015 - 2019 годы в размере 566 рублей и пени в размере 51, 58 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Бижбулякского межрайонного суда постоянного судебного присутствия в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года, в принятии вышеуказанного заявления о вынесении судебного приказа отказано.
В кассационной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить материал на новое рассмотрение. Указывает, что налоговым органом срок для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей не пропущен.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса кассационная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанцией не допущены.
В соответствии со статьёй 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 123.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебном приказе указывается период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
В подтверждение обоснованности заявления о вынесении судебного приказа налоговым органом представлены требования об уплате налога и пени: N 44167 от 22 января 2018 года со сроком исполнения до 22 февраля 2018 года; N 64050 от 23 ноября 2018 года со сроком исполнения до 25 декабря 2018 года; N 84085 от 10 июля 2019 года со сроком исполнения до 28 октября 2019 года; N 166582 от 25 декабря 2019 года со сроком исполнения до 28 января 2020 года; N 210397 от 8 декабря 2020 года со сроком исполнения до 12 января 2021 года; N 55715 от 9 июля 2019 года со сроком исполнения до 25 октября 2019 года.
Пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу положений пункта 2 статьи 52, пунктов 1 и 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Положениями пункта 4 статьи 69 и пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как следует из представленных материалов, за первый из заявленных налоговых периодов (2015 год) налоговым органов в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 87293417 от 12 сентября 2016 года, в котором указан срок уплаты не позднее 1 декабря 2016 года, сумма земельного налога составила 106 рублей (л.д. 17).
Таким образом, с учётом приведённых выше законоположений, требование об уплате налога и пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, то есть не позднее 2 декабря 2017 года.
Налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пени N 44167 от 22 января 2018 года (л.д. 23), которым налогоплательщику установлен срок исполнения до 22 февраля 2018 года.
Ссылка налогового органа на выявление недоимки лишь 2 февраля 2017 года (л.д. 22) несостоятельная.
В пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьёй 70 Кодекса, не влечёт изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Принимая во внимание положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие сроки направления требования об уплате налога, пени, а также сроки обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, которое в данном случае имело место в августе 2021 года, вывод судьи о том, что заявленное требование не является бесспорным, представляется правильным в связи с пропуском срока обращения в суд около двух месяцев.
Заявление о вынесении судебного приказа не содержит разделения задолженности по налоговым периодам. В этой связи обоснованно отказано в принятии заявления в полном объёме.
Налоговый орган вправе обратиться в суд в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где может быть разрешён вопрос о возможности восстановления пропущенного срока.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебный постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и апелляционное определение судьи Бижбулякского межрайонного суда постоянного судебного присутствия в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.Н. Сказочкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.