Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкин В.Н., изучив кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан на определение мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и апелляционное определение судьи Бижбулякского межрайонного суда постоянного судебного присутствия в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года по материалу N 9а-69/2021 по заявлению Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан о вынесении судебного приказа на взыскание с Зубовой Н.Ю. обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
9 августа 2021 года Межрайонная ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Зубовой Н.Ю. задолженности по земельному налогу за 2014 - 2018 годы в размере 1 084 рублей и пени в размере 167, 82 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Бижбулякского межрайонного суда постоянного судебного присутствия в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года, в принятии вышеуказанного заявления о вынесении судебного приказа отказано.
В кассационной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России
N 27 по Республике Башкортостан просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить материал на новое рассмотрение. Указывает, что налоговым органом срок для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей не пропущен.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса кассационная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанцией не допущены.
В соответствии со статьёй 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Согласно требованиям пункта 9 части 1 статьи 123.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебном приказе указывается период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
Из административного материала усматривается, что налоговый орган в требования об уплате налога и пени N 42005 от 22 февраля 2018 года со сроком исполнения до 27 марта 2018 года, N 57307 от 9 июля 2019 года со сроком исполнения до 1 ноября 2019 года, N 95185 от 10 июля 2019 года со сроком исполнения до 5 ноября 2019 года, N 143504 т 29 июня 2020 года со сроком исполнения до 25 ноября 2020 года, N 65681 от 29 июня 2020 года со сроком исполнения до 25 ноября 2020 года.
Пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что заявленные налоговым органом требования в отношении земельного налога за 2014 год не являются бесспорными.
В налоговом уведомлении N 82456623 от 12 декабря 2017 года имеются сведения о земельном налоге за 2014 - 2015 годы (л.д.33).
В силу положений пункта 2 статьи 52, пункта 1 статьи 70, пунктов 1 и 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Между тем, несмотря на то, что первым налоговым периодом в налоговом уведомлении поименован 2014 год, в отношении последующих налоговых периодов (2015 - 2016 годы), произведён перерасчёт налога по налоговым уведомлениям NN 79649151, 121630931. Из чего следует, что направлению налогового уведомления об уплате налога за 2014 года предшествовало направление налоговых уведомлений за 2015 - 2016 годы. Соответственно, вышеприведённые законоположения о возможности направления налогового уведомления за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, на что ссылается налоговый орган, в отношении земельного налога за 2014 год в данном случае не применимы.
С учётом обращения с заявлением о вынесении судебного приказа лишь 9 августа 2021 года, у суда обоснованно возникли сомнения относительно соблюдения налоговым органом срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении взыскания земельного налога за 2014 год, то есть бесспорным данное требование нельзя признать.
При этом при реализации своих полномочий налоговый орган должен руководствоваться не только сроком исполнения требования N 42005 об уплате налога, пени по состоянию на 22 февраля 2018 года (л.д.19), но соблюдать иные установленные федеральным законом сроки.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года
N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьёй 70 Кодекса, не влечёт изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебный постановлений в кассационном порядке не имеется.
Заявление о выдаче судебного приказа не содержит разделения задолженности по налоговым периодам. В этой связи обоснованно отказано в принятии заявления в полном объёме.
Налоговый орган вправе обратиться в суд в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где могут быть выяснены обстоятельства соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд с учётом направления налоговых уведомлений NN 79649151, 121630931, а в случае пропуска данного срока, разрешить вопрос о возможности его восстановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение мирового судьи судебного участка по Ермекеевскому району Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и апелляционное определение судьи Бижбулякского межрайонного суда постоянного судебного присутствия в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.Н. Сказочкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.