Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н, судей Серебряковой О.И, Гаиткуловой Ф.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации МО Кваркенский район Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-125/2020 по иску Полухина Константина Николаевича к администрации муниципального образования Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области, администрации МО Кваркенский район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области о понуждении предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Л.Н, пояснения представителей администрации МО Кваркенский район Оренбургской области Ивановой Н.В, действующей по довереннсти от 22 декабря 2021 года N 3209, выданной сроком до31 декабря 2022 года, Коротенко С.В, действующего на основании доверенности N 3018 от 1декабря 2021 года, выданной сроком до 31 декабря 2022 года, представителя МО Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области Алтаева Х.С, действующего на основании доверенности от 11 ноября 2021 года, выданной сроком на три года, Полухиной Н.С, данных с использованием системы видеоконференц-связи Кваркенского районного суда Оренбургской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полухин К.Н. обратился в суд с иском к администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района, Минсоцразвития Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по тем основаниям, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации МО Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области от 28 октября 2019 г. он принят на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении по категории "инвалиды". До настоящего времени жильем не обеспечен.
Просил суд обязать ответчика предоставить ему во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории с. Кваркено Кваркенского района Оренбургской области, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на состав семьи 1 человек.
Решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 года иск удовлетворен частично.
Суд обязал администрацию МО Кваркенский сельсовет предоставить Полухину К.Н. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории с. Кваркено Кваркенского района Оренбургской области, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на состав семьи один человек.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Оренбургской области судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО Кваркенский сельсовет просил решение суда отменить, принять новое решение, которым обязать Министерство социального развития Оренбургской области предоставить истцу жилое помещение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 г. решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 г. дополнено указанием в абзаце 2 резолютивной части решения суда, после слов "обязать администрацию муниципального образования Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области" за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Определением судебной коллегии по гражданским дела Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, 16 февраля 2021 года, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация МО Кваркенский район Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, Министерство финансов Оренбургской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 марта 2021 года решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Полухину К.Н. отказано.
22 июля 2021 года указанное апелляционное определение отменено Шестым кассационным судом общей юрисдикции, дело вновь направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.
Отменяя апелляционной определение, судебная коллегия указала, что обстоятельства настоящего дела, а именно: нуждаемость Полухина К.Н. не оценивалась судом апелляционной инстанции с точки зрения того основания, по которому он признан нуждающимся органом местного самоуправления в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а именно в соответствии с пунктом 4 части1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, в нарушение требований статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, а именно нуждаемость Полухина К.Н. относительно критериев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не проверил, на обсуждение сторон данный вопрос не вынес, оценки этим обстоятельствам в судебном постановлении не дал.
Судебная коллегия также указала, что при новом рассмотрении дела, суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное, проверить доводы Полухина К.Н. о нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а также Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" и Закона Оренбургской области N 2733/489-III-ОЗ от 23 ноября 2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", применительно к положениям жилищного законодательства, послужившими основаниями для его принятия на учет, для чего в том числе решить вопрос об истребовании материалов учетного дела и их исследовании при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 сентября 2021 г. постановлено: решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Полухина Константина Николаевича удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области предоставить Полухину Константину Николаевичу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение на территории с.Кваркено Кваркенского района Оренбургской области не менее нормы предоставления жилой площади на 1 человека.
В удовлетворении иска к администрации Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при его вынесении.
В судебном заседании представители администрации МО Кваркенский район Оренбургской области, представитель МО Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области поддержали доводы кассационной жалобы, указали, что Полухин К.Н. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях 16 апреля 2021 года, поскольку проживает в принадлежащем его матери жилом доме общей площадью более 70 кв.м и не является нуждающимся в жилых помещениях, представить данные сведения в суд апелляционной инстанции не смогли, поскольку учетное дело у них суд не запросил, о слушании дела не известил.
В судебном заседании Полухина Н.С. просила апелляционное определение оставить без изменения, пояснила, что распоряжение о снятии с учета нуждающихся ее сына в настоящее время ими обжалуется.
Иные лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права и они выразились в следующем.
Суд апелляционной инстанции не выполнил указание суда кассационной инстанции - не установилнуждается ли Полухин К.Н. в жилом помещении, имеет ли право на внеочередное получение жилого помещения и на основании какого закона, а также не запросил его учетное дело.
Судами установлено и следует из материалов дела, Полухин К.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию с 30 мая 2019 г. бессрочно, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Жилых помещений в собственности Полухин К.Н. не имеет, зарегистрирован по адресу: "адрес", жилое помещение, общей площадью 79, 2 кв.м, принадлежит матери истца.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом "к" части 1 статьи 72 и частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимся в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления данных жилых помещений.
Также ссылаясь на п. 3 статьи 2, пункты 4 и 5 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации Закон Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-1V-O3 "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области", суд апелляционной инстанции указал, что в статье 3 данного Закона Оренбургской области определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма, среди которых - граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 года и имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов (п. "з"). Статьей 4 того же Закона предусмотрено, что граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области от 28 октября 2019 г. N131-р семья Полухина К.И. признана согласно подпункта 4 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающейся в жилом помещении и поставлена учет (п.1), Полухин К.Н. включен в категорию "инвалиды" (п.2).
Суд апелляционной инстанции сделал вывод, что Полухин К.Н, являющийся инвалидом, отнесен к иной, определенной законом Оренбургской области категории граждан - для предоставления жилых помещений из жилищного фонда Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-1V-O3 "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области", для принятия на учет по которой не требуется признание малоимущим (статья 3 часть 1 п. "з").
При этом основанием для признания Полухина К.Н. нуждающимся в жилом помещении в вышеуказанном распоряжении указан пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса
В связи с чем, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что Полухин К.Н. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-O3, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что реализация прав лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, то есть в данном случае на администрацию МО Квакерский район Оренбургской области.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В абзаце первом пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце первом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 16, по смыслу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применяются, в частности, правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила о принятии решения суда (части 2, 3 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила о составлении мотивированного решения суда (статья 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 44 данного Постановления, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На основании части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. При этом суд апелляционной инстанции обязан поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств в случае, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд апелляционной инстанции также должен предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. Реализуя указанные полномочия, суд апелляционной инстанции должен учитывать, что выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания, а также оказать содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, по договору социального найма жилые помещения, как правило, предоставляются только малоимущим.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2);
являющиеся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4).
Таким образом, существуют определенные условия для признания лиц, нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди истицы должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, то есть должны быть признаны малоимущими и иметь одно из оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции должен был установить в качестве юридически значимых следующие обстоятельства - является ли истец нуждающимся по одному или нескольким основаниям, указанным в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, признан ли он малоимущим в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеются ли основания для предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не установилуказанные обстоятельства, в том числе не установил- принят ли истец в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд апелляционной инстанции установил, что распоряжением администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области от 28 октября 2019 г. N131-р семья Полухина К.И. признана согласно подпункта 4 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающейся в жилом помещении и поставлена учет (п.1), Полухин К.Н. включен в категорию "инвалиды" (п.2), что Полухин К.Н, являющийся инвалидом, отнесен к иной, определенной законом Оренбургской области категории граждан - для предоставления жилых помещений из жилищного фонда Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-1V-O3 "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области", для принятия на учет по которой не требуется признание малоимущим (статья 3 часть 1 п. "з").
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, придя к выводу, что истец имеет право на внеочередное обе6спечение его жилым помещением в соответствии со ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не устранил указанное противоречие, не предложил сторонам представить доказательства тому, что истец в установленном порядке стоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поставлен на учет нуждающихся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе был признан малоимущим в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции вопреки указаниям суда кассационной инстанции также не установил- имеет ли истец право на обеспечение жилым помещением вне очереди в соответствии с Законом Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-1V-O3 "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области".
С учетом изложенного, заслуживают внимание доводы кассационной жалобы о том, что на момент рассмотрения спора истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако суд указанные сведения не запросил, несмотря на прямое указание суда кассационной инстанции, изложенное в кассационном определении от 22 июля 2021 года.
Решая вопрос о надлежащем ответчике, следует учесть, что в силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем, однако внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Суду следовало определить в качестве юридически значимого следующее обстоятельство - являлось ли предметом настоящего иска предоставление истцу жилого помещения вне очереди по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию - пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в соответствии с положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-1V-O3 "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области".
С учетом приведенного выше апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 сентября 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Матвеева Л.Н.
Судьи Серебрякова О.И.
Гаиткулова Ф.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.