Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Федотовой Е.В, Пияковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кураева Сергея Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 1 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-805/2021 по иску Кураева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан о перерасчете пенсии, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Кураев С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан (после правопреемства - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, далее - ГУ-ОПФ РФ по Республике Башкортостан, пенсионный орган) о перерасчете пенсии. В обосновании своих требований указал, что с 1 сентября 2014 года ему назначена страховая пенсия по старости. Согласно записям в трудовой книжке, общий трудовой стаж с учетом периодов обучения и службы в армии составляет более 40 лет. Истцу присвоено звание "Ветеран труда", как имеющему продолжительный стаж работы, что подтверждается удостоверением. В настоящее время размер его пенсионной выплаты составляет 15 068 рублей, что является крайне низким показателем и не соответствует его трудовому стажу, а также размеру среднемесячного заработка, который Кураев С.Н. получал за период всей трудовой деятельности. Просил обязать ответчика включить в трудовой стаж следующие периоды: с 1 сентября 1971 года по 20 июля 1972 года - обучение в техническом училище; с 23 октября 1972 года по 25 ноября 1974 года - служба в рядах Советской Армии; произвести перерасчет размера выплачиваемой ему пенсии по старости с учетом включенных периодов, и выплачивать пенсию по старости с учетом произведенного перерасчета и суммы пенсии, своевременно не полученной за прошедшее время, с момента назначения.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 1 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований Кураева С.Н. отказано.
Кураев С.Н. обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы период обучения в техническом училище с 1 сентября 1971 года по 20 июля 1972 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Кураев С.Н. является получателем пенсии по старости.
Из ответа пенсионного органа от 9 января 2020 года следует, что размер пенсии истца по п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 15 068, 83 рублей. Размер пенсии истца по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составил бы сумму меньшую. Размер пенсии истца исчислен по наиболее выгодному варианту по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При назначении страховой пенсии были учтены все периоды работы истца, отраженные в его трудовой книжке, в том числе служба в Армии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы период обучения в техническом училище, суд первой инстанции не усмотрел нарушений пенсионных прав истца, исходил из того, что расчет трудовой пенсии Кураеву С.Н. произведен в соответствии с действующим законодательством, по наиболее выгодному для истца варианту.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о нарушении норм материального права касаемо невключения периода учебы в общий стаж, судебной коллегией кассационной инстанции признаются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами установлены виды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.
Пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отличие от пункта 4 данной статьи, не предусматривает возможность включения периодов обучения в общий трудовой стаж.
При определении размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включение в общий трудовой стаж периодов обучения в учебных заведениях, установленных пунктом 4 статьи 30 настоящего закона, т.е. одновременное применение указанных пунктов статьи 30 данного закона, не предусмотрено.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии нарушений пенсионных прав истца ответчиком, поскольку, согласно имеющимся в материалах дела документам, исчисления размера пенсии истца производится по наиболее выгодному варианту - по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривает возможность включения периодов обучения в общий трудовой стаж.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 1 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кураева Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Е.В. Федотова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.