Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Ившиной Т.В, Пияковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеева Валерия Вадимовича на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-49/2021 по иску Алексеева Валерия Вадимовича к Отделу социальной защиты населения Красноармейского района казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании денежных средств, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Алексеев В.В. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Красноармейского района казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - отдел социальной защиты населения Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии) о взыскании денежных средств в размере 32 000 рублей в качестве компенсации расходов на приобретение твердого топлива (дров дубовых) на отопление принадлежащего ему индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, "адрес", в период отопительного сезона 2020-2021 годов. В обоснование требований указал, что его семья, в которой имеется пятеро детей, относится к многодетным семьям. Жилой дом, расположенный по указанному адресу, в котором проживает семья Алексеева В.В, не газифицирован, отапливается с помощью печного отопления. В связи с началом отопительного сезона 23 ноября 2020 года Алексеев В.В. обратился с заявлениями в адрес главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики и начальника отдела социальной защиты населения Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии о бесплатном предоставлении твердого топлива (дров), приложив к нему документы, подтверждающие, что жилой дом по месту его жительства не газифицирован, поскольку в связи с этим его семья оказалась в тяжелой жизненной ситуации. Однако отдел социальной защиты населения Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2003 года N 100 не оказал ему материальную помощь дровами, не предложил компромиссных решений - обеспечить спилами деревьев от уборки древесно-кустарниковой растительности на территории района.
Алексееву В.В. не был выдан также и лесной билет (разрешение) для сбора сухостоя, валежника, не была выделена и делянка в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации. В связи с оставлением отделом защиты населения Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии его семьи без материальной помощи в преддверии морозов, Алексеев В.В. был вынужден приобрести дрова в объеме 16 куб.м. за счет собственных средств и понести на это расходы в размере 32 000 рублей. Количество приобретенных Алексеевым В.В. дров не превышает нормативов потребления населением Чувашской Республики топливно - энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2011 года N 258. На отделе социальной защиты населения Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии в соответствии с уставом казенного учреждения и Правилами предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года N 75, лежала обязанность по способствованию Алексееву В.В. в реализации права на обеспечение дровами для отопления жилого дома по месту жительства семьи. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, относится к коммунальной услуге.
Определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 30 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии).
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 мая 2021 года, которым в удовлетворении иска Алексеева В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2021 года решение суда оставлено без изменения.
Алексеев В.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что семья Алексеева В.В. является многодетной.
В заявлении от 23 ноября 2020 года на имя главы Красноармейского района Чувашской Республики и начальника отдела социальной защиты населения Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии Алексеевым В.В. изложена просьба об оказании материальной помощи его многодетной семье в связи с трудным финансовым положением в виде предоставления твердого топлива в объеме 10 куб.м. для обогрева жилого дома по месту жительства семьи.
22 декабря 2020 года между ИП Паковым Н.В. и Алексеевым В.В. заключен договор купли-продажи древесины, согласно которому Алексеев В.В. приобрел за 32 000 рублей дрова дубовые в объеме 16 куб.м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что законодательством Чувашской Республики предоставление многодетным семьям, жилые дома которых не газифицированы, таких мер социальной поддержки как бесплатное предоставление твердого топлива (дров), в том числе делянки, разрешения на сбор сухостоя, валежника и пр, не предусмотрено.
При этом суд первой инстанции исходил из положения Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2003 года N 100 (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2021 года N 140), Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года N 75, статьи 1 Закона Чувашской Республики от 8 февраля 2005 года N 1 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", статей 11, 30, 33 Лесного кодекса Российской Федерации
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком не была создана комиссия по рассмотрению заявления от 23.11.2020г. в ОСЗН Красноармейского района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки", чем были нарушены права истца, не могут служить основанием к отмене постановленных судебных актов, поскольку предметом спора являлись не обжалование действий ответчиков, а взыскание денежных средств, потраченных на приобретение дров.
Порядком предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.04.2003г. N 100 (в редакции от 24.01.2018г. N 18, действовавшей до внесения в него изменений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2021г. N140), было установлено, что предоставление таким лицам материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, относится к исключительной компетенции Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики. Материальная помощь предоставлялась на основании приказа указанного Министерства после предварительного рассмотрения этого вопроса на комиссии по рассмотрению заявлений граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи и принятия этой комиссией решения о предоставлении такой помощи. При этом, трудной жизненной ситуацией признавалась ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Согласно статьи 1 Закона Чувашской Республики от 8 февраля 2005 года N 1 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" многодетные семьи не предусмотрены в качестве лиц, которым на основании этого закона предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иное толкование норм материального права.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева Валерия Вадимовича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С Уланова
Судьи Т.В. Ившина
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.