Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С, Трух Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы Администрации муниципального образования "Себеусадское сельское поселение" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2-137/2021 по иску Кузнецовой Зинаиды Михайловны к Себеусадской Администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным отказа о включении в стаж муниципальной службы периода работы, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА
:
Кузнецова З.М. обратилась в суд с иском к Себеусадской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным отказа о включении в стаж муниципальной службы периода работы, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, мотивируя следующим. С 4 января 1970 г. по 14 июля 1992 г. она работала в должности бухгалтера по бюджету централизованной бухгалтерии Весьшургинского сельского совета Моркинского района Марийской АССР (Республики Марий Эл), ее трудовой стаж составил 22 года 6 месяцев 10 дней. В период работы она выполняла круг обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, систематически замещала должность секретаря, ее работа оплачивалась за счет средств бюджета Весьшургинского сельсовета. Весьшургинское сельское поселение ликвидировано, полномочия были переданы Себеусадской сельской администрации, куда она обратилась с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода ее трудовой деятельности и назначении пенсии за выслугу лет. Однако органом местного самоуправления в назначении пенсии за выслугу лет, во включении в стаж муниципальной службы периода работы отказано. Кузнецова З.М. просила признать незаконным отказ Себеусадской сельской администрации Моркинского муниципального района во включении в стаж муниципальной службы периоды работы на должности централизованной бухгалтерии сельского совета и обязать назначить пенсию за выслугу лет.
Решением Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 13 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Кузнецовой З.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 13 мая 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым признан незаконным отказ Себеусадской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл от 2 марта 2021 года во включении в стаж муниципальной службы Кузнецовой З.М. периода работы с 4 января 1970 года по 14 июля 1992 года в должности бухгалтера по бюджету централизованной бухгалтерии Весьшургинского сельского Совета народных депутатов Моркинского района Марийской АССР. Суд апелляционной инстанции обязал Себеусадскую сельскую администрацию Моркинского муниципального района Республики Марий Эл назначить Кузнецовой З.М. пенсию за выслугу лет с 1 февраля 2021 года.
Глава Администрации муниципального образования "Себеусадское сельское поселение" обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года, оставить в силе решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 13 мая 2021 года, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Кузнецова З.М. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кузнецова З.М. с 4 января 1970 года по 14 июля 1992 года работала в должности бухгалтера по бюджету централизованной бухгалтерии Весыпургинского сельского Совета народных депутатов Моркинского района Марийской АССР, ее трудовой стаж составил 22 года 6 месяцев 10 дней.
Распоряжением N 183 параграф 1 от 14 июля 1992 года Кузнецова З.М. уволена с работы в связи с несоответствием выполняемой работе вследствие состояния здоровья по пункту 2 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
14 марта 1990 года Кузнецовой З.М. впервые была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию. 16 апреля 1996 года Кузнецовой З.М. инвалидность 2 группы по общему заболеванию была установлена бессрочно. 18 февраля 2021 года истец Кузнецова З.М. обратилась в Администрацию муниципального образования "Себеусадское сельское поселение" с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет муниципальной службы.
Письмом Себеусадской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл от 2 марта 2021 года Кузнецовой З.М. отказано в назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, поскольку она была уволена до принятия Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Себеусадское сельское поселение" N 139 от 22 декабря 2017 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кузнецовой З.М. суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вступил в силу 1 сентября 1995 года, согласно Положению о пенсии по выслуге лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Моркинский муниципальный район", утвержденному 29 мая 2013 года решением Собрания депутатов муниципального образования "Моркинский муниципальный район", право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Моркинский муниципальный район", при наличии соответствующего стажа муниципальной службы. Поскольку Кузнецова З.М. замещала должность муниципальной службы в период с 4 января 1970 года по 14 июля 1992 года, по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Моркинский муниципальный район" она не замещала, поэтому право на получение пенсии за выслугу лет у нее не возникло.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования Кузнецовой З.М. суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Отношения, связанные с прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона Российской Федерации от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2).
Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации N 166- ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В период после 1 января 1992 года в соответствии с пунктом 14 указанного Перечня в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) (пп. з); в органах местного самоуправления (пп. к).
В стаж муниципальной службы подлежат включению периоды работы в должностях сельских Советов народных депутатов и их исполнительных комитетах до введения в действие Реестра должностей муниципальной службы в Республике Марий Эл от 12 марта 2002 года N 6-3.
В соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 N 34, централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств. Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города).
Как указано в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19 августа 2003 года N 03-01-01/11-241 "Об организации деятельности централизованных бухгалтерий, обслуживающих бюджетные учреждения" централизованные бухгалтерии создавались как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти, главных распорядителях (распорядителях) бюджетных средств в целях эффективной организации бухгалтерского учета в обслуживаемых бюджетных учреждениях.
Проанализировав действующее законодательство и нормативные акты указанные выше, а также имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что централизованная бухгалтерия Весьшургинского сельского Совета народных депутатов Моркинского района Марийской АССР относилась к органам местного самоуправления и выполняла функции государственного управления, в связи с чем имеются основания для включения периода работы истицы в указанном центре в стаж муниципальной службы, который составляет 22 года 6 месяцев 10 дней.
Исходя из положений Закона Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года N 194-Ш "О государственной службе в Республике Марий Эл", Положения о порядке назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Себеусадское сельское поселение", принимая во внимание, что за назначением пенсии Кузнецова З.М. обратилась 18 февраля 2021 года, является получателем страховой пенсии, на момент освобождения от должности имела право на страховую пенсию по инвалидности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о признании незаконным отказа Себеусадской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл от 2 марта 2021 года во включении в стаж муниципальной службы Кузнецовой З.М. периода работы с 4 января 1970 года по 14 июля 1992 года в должности бухгалтера по бюджету централизованной бухгалтерии Весьшургинского сельского Совета народных депутатов Моркинского района Марийской АССР, а также возложении обязанности на Себеусадскую сельскую администрацию Моркинского муниципального района Республики Марий Эл назначить Кузнецовой З.М. пенсию за выслугу лет с 1 февраля 2021 года.
Автор кассационной жалобы указывает, что поскольку истица на 1 октября 1995 года не замещала должности муниципальной службы, сведения о назначении пенсии по инвалидности представлены только на 16 апреля 1996 года, с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 Положения, в Себеусадскую сельскую администрацию не обращалась, то право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением Кузнецова З.М. не имела и в назначении пенсии за выслугу лет истице отказано правомерно, судом не определено, по какой должности истице должна быть назначена пенсия за выслугу лет с 1 февраля 2021 года,.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Кузнецова З.М. уволилась 14 июля 1992 года с работы в связи с состоянием здоровья, назначенной группой инвалидности, централизованная бухгалтерия Весьшургинского сельского Совета народных депутатов Моркинского района Марийской АССР относилась к органам местного самоуправления, в связи с чем у суда апелляционной инстанции имелись основания для включения спорного периода работы истицы в указанном центре в должности бухгалтера в стаж муниципальной службы и назначения Кузнецовой З.М. пенсии за выслугу лет, принимая во внимания дату обращения (18 февраля 2021 года) к ответчику.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанции не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Администрации муниципального образования "Себеусадское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С Уланова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.