Дело N 88-1102/2022
18 января 2022 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Балакиревой Е.М, рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 октября 2021 года по материалу N13-221/2021 по заявлению Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан об изменении способа и порядка исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
вступившим с законную силу решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2019 года по гражданскому делу N 2-1032/2019 удовлетворены частично исковые требования Муратова Р.З. к Министерству финансов Российской Федерации о производстве выплат в возмещение вреда здоровью. С Министерства финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу Муратова Р.З. за счет казны Российской Федерации взыскана единовременно задолженность по ежемесячным выплатам (с индексацией) с февраля 2010 года по март 2019 года в сумме 335 959 руб. 85 коп, а также ежемесячные выплаты в связи с повреждением здоровья в размере 3 890 руб. 87 коп. с марта 2019 года по 16 марта 2023 года, то есть до достижения истцом 70 лет. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2019 года решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2019 года по гражданскому делу N 2-1032/2019 изменено, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муратова Р.З. взыскана единовременно задолженность по ежемесячным выплатам (с индексацией) с февраля 2010 года по март 2019 года в сумме 335 959 руб. 85 коп, а также ежемесячные выплаты в связи с повреждением здоровья в размере 3 890 руб. 87 коп. с марта 2019 года по 16 марта 2023 года, то есть до достижения истцом 70 лет. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан обратилось с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2019 года по гражданскому делу N 2-1032/2019 в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муратова Р.З. ежемесячных выплат в связи с повреждением здоровья в размере 3 890 руб. 87 коп. с марта 2019 года по 16 марта 2023 года, то есть до достижения истцом 70 лет, заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган с 1 января 2020 года - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации N 872 от 9 июля 2019 года.
Определением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2021 года (в редакции определения от 25 августа 2021 года об исправлении описок), оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 октября 2021 года, заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2019 года по гражданскому делу N 2-1032/2019 удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, Фонд социального страхования Российской Федерации обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как незаконные и необоснованные, поскольку приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что выплаты, производимые Министерством финансов Российской Федерации гражданину, должны иметь статус капитализированных повременных платежей, тогда как выплаты в возмещение вреда здоровью в пользу Муратова Р.З, взысканные указанным решением суда, не являются капитализированными повременными платежами и не могут быть переведены с Минфина России на Фонд. Кроме того, в рамках дела о банкротстве Муратов Р.З. не давал согласия на переход права требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья кассационного суда находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2019 года по гражданскому делу N 2-1032/2019, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 26.01.2010 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", Постановлением Правительства Российской Федерации N 872 от 09.07.2019 "О мерах по реализации статей 135 и 189.54 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", исходил из того, что поскольку выплаты, производимые Министерством финансов Российской Федерации в пользу Муратова Р.З, имеют статус капитализированных повременных платежей, то на данные правоотношения распространяется действие вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации N 872 от 09.07.2019, которым определен иной орган, уполномоченный производить с 01.01.2020 капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, а именно Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами нижестоящих судов.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", вступившего в силу с 01.01.2020, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в пункте 3 настоящих Правил (пункт 4 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил, после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Как следует из существа правоотношений, которые были предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, взысканные судебным актом с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Муратова Р.З. платежи имеют статус капитализированных повременных платежей.
С учетом изложенных положений законодательства, судами обоснованно сделан вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку фактически сводятся к несогласию со вступившими в законную силу судебными актами, которыми в пользу Муратова Р.З. взысканы денежные средства и которые не являются предметом рассмотрения и оценки судов в рамках рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда, в связи с чем не опровергают правильность выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных постановлениях.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
определение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 октября 2021 года по материалу N13-221/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.