Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" Замятина Н.Н., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды от 15 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N06-402/2020 старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (Природнадзор Югры, Кондинский отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений) "данные изъяты" от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 декабря 2020 года (N12-182/2020) и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 февраля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее по тексту - ООО "Газпромнефть-Хантос", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 54 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО "Газпромнефть-Хантос", защитник общества - Замятин Н.Н. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
В возражениях на жалобу начальник отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры "данные изъяты" указывает на необоснованность доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16, частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 сентября 2016 года N 474 утверждены Правила заготовки древесины (действующие в момент совершения административного правонарушения), подпунктом "и" пункта 12 которых установлено, что при заготовке древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.
Как следует из материалов дела, 04 августа 2020 года в 10 часов 04 минуты в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах установлено, что на участке лесного фонда, расположенном в квартале N 36 выделе N 198, 199 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества, обнаружен факт рубки лесных насаждений и использования лесного участка под площадной объект (лесосеку), площадка свободна от лесных насаждений, вырублена, на территории площадки размещена заготовленная древесина, а также установлена буровая установка, мобильный вагон, автомобильный спецтранспорт и технологическое оборудование. При патрулировании вышеуказанного лесного участка, при непосредственном обнаружении зафиксировано место размещения заготовленной древесины, установлены координаты места размещения древесины. По результатам мероприятия по контролю составлен акт N06-254/2020 от 06.08.2020 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения. Установлено, что пользователем лесного участка является ООО "Газпромнефть-Хантос", в подтверждение чего представлен договор аренды лесного участка, иных пользователей не имеется. При этом проектом освоения лесов к соответствующему договору аренды лесного участка определено, что на данном лесном участке предусматривается проведение сплошной рубки на площади 45, 8713 га, складирование заготовленной древесины предусмотрено на арендованном участке в квартале N "данные изъяты".
Таким образом, ООО "Газпромнефть-Хантос" допустило нарушение Правил заготовки древесины, что выразилось в вывозе и складировании заготовленной древесины в месте, не предусмотренном проектом освоения лесов, и действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Газпромнефть-Хантос" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника, изложенные в жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, о том, что общество не является субъектом вмененного правонарушения, оно не осуществляло работ по рубке лесных насаждений в указанном районе, не вывозило и не складировало древесину, со ссылками на то, что работу в данном районе осуществляю иное юридическое лицо на основании договора подряда, указание в жалобе на то, что виновность ООО "Газпромнефть-Хантос" в совершении правонарушения не доказана при рассмотрении дела, несостоятельны, они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и обосновано отклонены.
Согласно пункту 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3 Правил заготовки древесины, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. При этом наличие договора подряда не освобождает общество от ответственности за нарушение Правил при использовании арендованного лесного участка, поскольку не влияет на объем его обязательств арендатора по договорам аренды лесного участка. Учитывая изложенное, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что ООО "Газпромнефть-Хантос" является надлежащим субъектом данного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судебных инстанций, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание требования части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, не имеется.
Доводы жалобы защитника о том, что по факту обнаружения на лесном участке заготовленной древесины в тех же координатах в отношении общества был также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что заявитель считает свидетельствующим о совершении виновным лицом одного противоправного деяния, безосновательны.
Рассматриваемые действия ООО "Газпромнефть-Хантос", выразившиеся в нарушении Правил заготовки древесины, образуют самостоятельный состав административного правонарушения, правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями лесного законодательства, и за указанные действия общество привлечено к административной ответственности правомерно.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Административное наказание ООО "Газпромнефть-Хантос" назначено в соответствии с санкцией частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб ООО "Газпромнефть-Хантос" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды от 15 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" Замятина Н.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.