Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Худорожковой А.В. на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 10673342203414200669 от 27 января 2021 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 20 мая 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 23 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 10673342203414200669 от 27 января 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Шадринского районного суда Курганской области от 20 мая 2021 года и судьи Курганского областного суда от 23 июня 2021 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты защитник ОАО "РЖД" Худорожкова А.В. просит их отменить, производство по делу прекратить.
07 декабря 2021 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, Как следует из постановления по делу об административном правонарушении N 10673342203414200669 от 27 января 2021 года, 20 января 2021 года в 08:09:44 по адресу 353 км 600 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р354 "Екатеринбург-Шадринск" Курганской области, собственник (владелец) транспортного средства марки "КС1М1 СПЕЦИАЛЬНЫЙ", государственный регистрационный знак "данные изъяты") ОАО "РЖД", в нарушение требований части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", допустил осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
Данное правонарушение зафиксировано с применением специального технического средства, работающего в автоматическом режиме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб на постановление судьи районного и областного судов установили, что событие административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья областного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, решение судьи районного суда должен был проверить дело в полном объеме, в том числе выполнить требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ.
Между тем данные требования судьей областного суда не выполнены.
В жалобах защитник ОАО "РЖД" последовательно указывая об отсутствии состава административного правонарушения, отмечал, что транспортное средство марки "КС1М1 СПЕЦИАЛЬНЫЙ", государственный регистрационный знак "данные изъяты" относится к категории "D", что в соответствии с требованиями закона указывает на то, что данное транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров, относится к исключениям, освобождающим от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.
В силу пункта 1 части 7 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов.
Полагая доводы защитника о том, что транспортное средство относится к случаям, исключающим возложение обязанности по внесению платы, необоснованным, судьи районного и областного суда исходили из того, что ОАО "РЖД" не представлено доказательств того, что транспортное средство относится к транспортным средствам, освобожденным от внесения платы.
Между тем, довод защитника о том, что транспортное средство относится к категории "D" оставлен без внимания.
Из положений пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что к категории "D" транспортных средств относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
При установлении принадлежности вышеуказанного транспортного средства специализированного типа к категории "D", сделанные судьями выводы об обоснованности вмененного юридическому лицу правонарушения, являются преждевременными.
Из ответа ООО "РТИТС" следует, что данные о принадлежности транспортного средства к транспортным средствам, освобожденным от внесения платы в соответствии с частью 7 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности предоставляются из Федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ФИС ГИБДД) (л.д.37, 41).
Сведений о принятии мер к истребованию из ГИБДД данных о принадлежности транспортного средства (с учетом того, что оно отнесено к категории "D" при этом является специализированным транспортным средством) к транспортным средствам, освобожденным от внесения платы в материалах дела не имеется.
Вопрос возможности привлечения общества к административной ответственности, наличия в его действиях состава административного правонарушения (с учетом отнесения транспортного средства к транспортным средствам, указанным в части 7 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") надлежащим образом рассмотрен не был.
Допущенное нарушение является существенным и не устранено судьей областного суда при пересмотре дела, что не позволяет признать состоявшийся по делу судебный акт законным.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление, решение судья областного суда всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, не предпринял, требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ им не соблюдены, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отмены решения судьи и возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение жалобы в областной суд.
При таких обстоятельствах решение Курганского областного суда от 23 июня 2021 года подлежит отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Курганский областной суд.
При новом рассмотрении дела судье областного суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, принять по делу законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Курганского областного суда от 23 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Курганский областной суд.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.