Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Сырман Оксаны Александровны на вступившее в законную силу постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сырман Оксаны Александровны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 декабря 2019 года гражданка "данные изъяты" Сырман О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Сырман О.А. просит об отмене вступившего в силу постановления судьи.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 07 декабря 2019 года в 11 часов 46 минут по адресу: г.Сургут, ул. Профсоюзов, 54 в помещении отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сургуту выявлена гражданка "данные изъяты" Сырман О.А, допустившая нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в том, что в нарушение требований статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на законное пребывание (проживание).
В связи с выявленным нарушением режима пребывания в отношении иностранного гражданина Сырман О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Сырман О.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами (протоколом об административном правонарушении, письменными объяснениями Сырман О.А, сведениями миграционного учета, рапортом, а также другими материалами).
Так, из материалов дела установлено, что Сырман О.А. въехала на территорию Российской Федерации 25 июля 2014 года, 13 февраля 2015 года получила в УФМС России по ХМАО-Югре свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, срок действия которого был продлен до 31 июля 2017 года.
Из письменных объяснений Сырман О.А. данных при составлении протокола об административном правонарушении и ее объяснений в ходе рассмотрения дела судьей городского суда следует, что паспорт и миграционная карта Сырман О.А. утеряны в 2018 году. В отдел полиции и органы миграционного учета Сырман О.А. по вопросам утраты документов и их оформления не обращалась. На территории города "данные изъяты" определенного места пребывания/ жительства, работы, недвижимого имущества Сырман О.А. не имеет. Близких родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, на территории Российской Федерации не имеет.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Сырман О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения подателем жалобы по существу не оспаривается.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Сырман О.А, которая в переводчике не нуждалась, в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, а также статья 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке. Сырман О.А. предоставлено право дать объяснения, которым Сырман О.А. воспользовалась, дав подробные объяснения в письменной форме, приложенные к протоколу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей городского суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено судьей городского суда с участием Сырман О.А, которой были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника, услугами переводчика.
Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Сырман О.А. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует положениям статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы со ссылками на положения Конституции Российской Федерации, на нормы международного права, на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, на семейное законодательство Российской Федерации, о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает право на уважение семейной жизни, нарушает права детей, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, не соответствует необходимому балансу частных и публичных интересов, повлечь отмену постановления не могут.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в тоже время нормы международного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в настоящем случае имеющиеся доказательства не свидетельствуют о необоснованном и несоразмерном вмешательстве органов публичной власти в личные и семейные правоотношения.
Обстоятельство проживания на территории Российской Федерации с несовершеннолетними детьми (гражданами "данные изъяты"), само по себе, не указывает на наличие таких прочных семейных связей на территории Российской Федерации, которые бы делали безусловно невозможным применение в отношении Сырман О.А. такой меры, как административное выдворение, и свидетельствовали бы о необоснованном вмешательстве публичных властей в личную и семейную жизнь данного лица. В объяснениях при составлении протокола об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела судьей городского суда Сырман О.А. указала, что ее "данные изъяты" несовершеннолетних детей, являющиеся гражданами "данные изъяты", проживают совместно с ней, иных близких родственников на территории Российской Федерации у нее не имеется.
Также из протокола об административном правонарушении следует, то на территории города "данные изъяты" определенного места пребывания/ жительства, работы Сырман О.А. не имеет.
С настоящей жалобой Сырман О.А. представлена справка отдела обеспечения жизнедеятельности пгт.Лозовский пос.Криворожья Администрации Славяносербского района Луганской Народной Республики от 16 августа 2021 года N 108, согласно которой Сырман О.А. и несовершеннолений "данные изъяты" зарегистрированы и проживают в "данные изъяты"
Оснований для отмены постановления либо изменения в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не усматривается. В данном случае с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств настоящего дела, личности Сырман О.А, не имеющей близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не имевшей постоянного места жительства в г. "данные изъяты", не трудоустроенной, не имеющей недвижимого имущества на территории Российской Федерации, отсутствия доказательств существования прочных семейных и социальных связей, административная мера воздействия без назначения дополнительного наказания в виде выдворения не будет способствовать выполнению задач законодательства об административных правонарушениях и достижению цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сырман Оксаны Александровны, оставить без изменения, жалобу Сырман Оксаны Александровны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.