Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 08 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Пермского краевого суда от 04 октября 2021 года по административному делу N2а-2272/2021 по административному иску Винса Александра Анатольевича о признании незаконными действий по исключении записи о праве аренды на земельный участок из ЕГРН, возложении обязанности внести в ЕГРН запись о праве аренды на земельный участок, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2010 года между арендодателем Департаментом земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО г. Перми) и арендатором Сандыревым Г.Г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 148 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", под строительство индивидуального жилого дома, сроком с 09 февраля 2010 года по 08 февраля 2013 года.
На основании соглашения от 25 ноября 2013 года к Денисовой Л.В. перешли права и обязанности, предусмотренные указанным договором аренды, впоследствии перешедшие к Винсу А.А. по соглашению от 19 июля 2020 года.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по ПК) проведена государственная регистрация договора аренды от 19 марта 20201 года и соглашения об уступке прав от 25 ноября 2013 года.
29 июля 2020 года Управлением Росреестра по ПК на основании уведомления возвращены представленные документы и заявление Винса А.А. о проведении государственной регистрации соглашения от 19 июля 2020 года об уступке прав в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по тем основаниям, что с 08 февраля 2013 года действует договор аренды с условиями предыдущего договора, но заключенный на неопределенный срок и в силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение по договору, который возобновлен на неопределенный срок, не подлежит государственной регистрации.
Управлением Росреестра по ПК на основании заявления ДЗО г. Перми от 01 сентября 2020 года исключена из ЕГРН запись об аренде земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 148 кв.м.
Полагая действия Управления Росреестра по ПК незаконными и нарушающим права, Винс А.А. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что отсутствие в ЕГРН записи о праве аренды на спорный земельный участок препятствует ему зарегистрировать право собственности на возведенные строения, а также, осуществить действия по выкупу участка.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 08 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 04 октября 2021 года, признаны незаконными действия Управления Росреестра по ПК по исключению записи о праве аренды на земельный участок площадью 1 148 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" на основании договора аренды земельного участка N030-10М от 19 марта 2010 года, совершенные по заявлению ДЗО г. Перми от 01 сентября 2020 года.
На Управление Росреестра по ПК возложена обязанность восстановить запись о праве аренды на земельный участок площадью 1 148 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" на основании договора аренды земельного участка N030-10М от 19 марта 2010 года.
В направленной 15 ноября 2021 года кассационной жалобе, Управление Росреестра по ПК просит принятые судебные акты отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на полномочия правообладателя объекта недвижимости, в пользу которого установлены обременения или ограничения, обратиться с заявлением о прекращении таких обременений или ограничений на основании статьи 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также, ошибочные выводы судов о возможности продления договора аренды на неопределенный срок.
Административный истец Винс А.А. в направленных письменных возражениях на кассационную жалобу указал на законность судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая настоящее административное дело, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об отсутствии законных оснований для погашения Управлением Росреестра по ПК регистрационной записи об аренде спорного земельного участка в связи с истечением срока, указанного в договоре, поскольку при обращении ДЗО г. Перми 01 сентября 2020 года с заявлением о прекращении записи об аренде земельного участка, каких-либо документов в подтверждение прекращения арендных правоотношений представлено не было, в связи с чем удовлетворили заявленные административные требования.
Выводы судов нижестоящих инстанция являются правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В пункте 2 указанной нормы закреплены основания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Исходя из приведенных положений закона, для осуществления государственной регистрации прекращения аренды в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", ДЗО г. Перми должен представить регистрирующему органу заявление и документы в подтверждение прекращения договорных отношений по аренде земельного участка.
Доводы кассационной жалобы о правомерном погашении записи об аренде земельного участка только на основании заявления правообладателя объекта недвижимости при истечении срока договора аренды от 19 марта 2010 года, подлежат отклонению.
После истечения трехлетнего срока по договору аренды от 19 марта 2010 года, 05 декабря 2013 года проведена государственная регистрация соглашения об уступке прав и обязанностей от 25 ноября 2013 года, что свидетельствовало о продолжении договорных отношений на тех же условиях на неопределенный срок, в связи с чем действия административного ответчика по государственной регистрации прекращения аренды по основанию истечения срока договора аренды, судами правомерно признаны незаконными.
Доводы Управления Росреестра по ПК о невозможности возобновления договора аренды на неопределенный срок, поскольку для заключения такого договора требовалось проведение торгов, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, которые пришли к верному заключению о том, что договорные отношения по аренде земельного участка не прекратились, на что указывает уплата арендных платежей, в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды возобновлен на неопределенный срок.
Дополнительно, судом апелляционной инстанции отмечено, что характер существующих в настоящее время арендных правоотношений подлежит разрешению при рассмотрении спора между арендатором и арендодателем, не входит в полномочия Управления Росреестра по ПК.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Перми от 08 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Пермского краевого суда от 04 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.