Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-1715/2021 по иску Парсян Ануш Алексановны к Областному казенному учреждению Центр занятости населения города Челябинска о взыскании пособия, по кассационной жалобе Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Пичугиной В.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Парсян А.А. обратилась в суд с иском к Областному казенному учреждению Центр занятости населения города Челябинска (далее ОКУ ЦЗН г.Челябинска) о взыскании пособия по безработице за период с 29 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 10 850, 81 рублей, пособия по уходу за ребенком за период с 29 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 12 580, 64 рублей, всего в размере 23 431, 45 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 525, 87 рублей, сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, расходов на оплату доверенности в размере 2 000 рублей.
В обоснование требований указала, что 11 апреля 2020 года обратилась к ответчику для регистрации в качестве безработной. Через 3 дня пришло подтверждение о постановке ее на учет и назначении пособия. В связи с тем, что на ее банковскую карту поступила не полная сумма пособия, она позвонила ответчику. В ходе телефонного разговора, сотрудник Центра занятости населения города Челябинска, отдела по Тракторозаводскому и Центральному районам пояснил, что она снята с учета из - за того, что не ответила на телефонный звонок. После подачи жалобы в прокуратуру и Губернатору Челябинской области, ответчик вновь поставил ее на учет и произвел выплату денежных средств. Для нее предпочтительный вид связи - это электронная почта, а не телефонные звонки, поскольку она плохо владеет русским языком, о чем был уведомлен ответчик. Впоследствии ей стало известно, что на детей так же полагается пособие по 3000 рублей в месяц на каждого. В период с середины августа до 13 сентября 2020 года она находилась в Республике Армения. После возвращения пособие ей не выплачивалось. Ответчик пояснил, что она вновь снята с учета, поскольку не отвечала на телефонные звонки. Однако, ее телефон был недоступен, поскольку она находилась за пределами Российской Федерации.
Решением Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года взыскано с Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам в пользу Парсян А.А. пособие по безработице за период с 29 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 10 850, 81 руб, пособие по уходу за ребенком за период с 29 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 12 580, 64 руб, государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2021 года решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что гражданка Российской Федерации Парсян А.А, является матерью двоих детей: АЭД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ААД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
11 апреля 2020 года посредством электронной почты Парсян А.А. обратилась в ОКУ ЦЗН г. Челябинска с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, просила назначить пособие по безработице.
На основании приказа ОКУ ЦЗН г.Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам от 14 апреля 2020 года Парсян А.А. с 14 апреля 2020 года признана безработной с назначением с указанной даты пособия по безработице и материнской помощи в минимальном размере.
14 мая 2020 года Парсян А.А. была назначена очередная перерегистрация.
На основании приказа ОКУ ЦЗН г.Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам от 19 мая 2020 года выплата пособия Парсян А.А. на период с 15 апреля 2020 года по 14 мая 2020 года была приостановлена в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказами ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам от 27 мая 2020 года, ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам Парсян А.А. была прекращена выплата пособия с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина.
Посредством электронной почты Парсян А.А. 22 июня 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении на учете в качестве безработного с выплатой пособия.
ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам на основании приказов от 29 июня 2020 года N, от 30 июня 2020 года принял решение о восстановления истца на регистрационном учете в качестве безработной, отмене приостановления выплаты пособия.
Приказом ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам от 13 июля 2020 года N N Парсян А.А. был продлен период выплаты пособия с 14 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года.
Очередная перерегистрация Парсян А.А. была назначена на 27 августа 2020 года.
На основании приказа ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам от 27 августа 2020 N N выплата пособия Парсян А.А. на период с 29 июля 2020 года по 28 августа 2020 года была приостановлена в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказом ответчика от 31 августа 2020 года N31786 истцу была прекращена выплата пособия с 29 августа 2020 года.
Приказом ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам от 31 августа 2020 года N Парсян А.А. была снята с учета в качестве безработного.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания пособия по безработице, пособия по уходу за ребенком суд первой инстанции, установив, что в период с 19 августа 2020 года по 13 сентября 2020 года Парсян А.А. выехала за пределы Российской Федерации в Республику Армению, пришел к выводу, что истец по уважительной причине (болезнь мамы) не могла отвечать на телефонные звонки, посчитав данные обстоятельства уважительной причиной.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон от 19 апреля 1991 года 1032-I) государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.
В силу части 1 и части 2 статьи 30 указанного Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 года 1032-I).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзаца первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации").
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 указанного Закона).
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 35 вышеназванного Закона, действующего в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 года N 185-ФЗ, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460, утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с данными Правилами в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 346, гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации пособие по безработице в апреле - августе 2020 года устанавливается в размере 12 130 рублей гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 485 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (далее Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 485) гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - июне 2020 года устанавливается в размере 12 130 рублей; гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Согласно пункту 2 данного постановления, приостановлено до 1 июля 2020 года действие пунктов 13 - 16 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года N 844 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" дополнен следующим, что гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - августе 2020 года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю). Гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 1 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 года, в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.
Во Временных правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 пункт 2 дополнен абзацем, что при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" центр занятости населения осуществляет его регистрацию в указанной системе.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, ОКУ Центр занятости населения города Челябинска перечисляя обстоятельства дела, указывает, что Парсян А.А. состояла на учете в качестве безработного, очередная перерегистрация Парсян А.А. в качестве безработного была назначена на 28 июля 2020 года, о чем истец была неоднократно уведомлена. Следующая перерегистрация была назначена на 27 августа 2020 года, о чем она также была уведомлена. Однако, истец на связь не выходила, на телефонные звонки инспектора не отвечала. В связи с чем выплата пособия по безработице на период с 29 июля 2020 года по 28 августа 2020 год была приостановлена. С 29 августа 2020 года истец снята с регистрационного учета в качестве безработной в связи с длительной неявкой в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного. Уточнили, что неявкой Парсян А.А. для перерегистрации необходимо считать дату 27 августа 2020 года. 02 октября 2020 года Парсян А.А. в переписке с сотрудниками центра занятости населения указала, что в период с 15 августа 2020 года по 15 сентября 2020 год находилась в Республике Армения, телефон был отключен из-за роуминга, однако, не сообщила причину не прохождения перерегистрации 28 июля 2020 года, не представила документы, подтверждающие уважительность причин. Полагает, что вывод суда об уважительности причины не прохождения перерегистрации в связи с выездом истца за пределы Российской Федерации является необоснованным, так как не объясняет причину не прохождения перерегистрации в качестве безработного 28 июля 2020 года, поскольку до 19 августа 2020 года, истец находилась в Российской Федерации, а так же причину не предоставления истца в центр занятости документов, подтверждающих наличие уважительных причин не прохождения перерегистрации и невозможности отвечать на звонки инспектора либо позвонить самостоятельно инспектору в период с 28 июля 2020 года до момента снятия с учета - 29 августа 2020 года.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции ответчика в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался Конституцией Российской Федерации, пунктами 1 - 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также приказом Минтруда России от 15 января 2013 года N 10н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан".
Приняв в качестве доказательств уважительности причин неявки истцом билеты на самолет на имя Парсян Ануш из г. Ереван в г. Москву на 12 сентября 2020 года, копию заграничного паспорта с отметкой о пересечении границы 19 августа 2020 года и 12 сентября 2020 года, копию свидетельства о смерти матери, умершей 08 сентября 2020 года, суды сделали правомерный вывод об установлении факта нахождения Парсян А.А. в дату перерегистрации в качестве безработной на территории другой республики, указав, что ее отъезд из Российской Федерации был обусловлен уважительными причинами, и данные обстоятельства объективно препятствовали истцу пройти перерегистрацию в ОКУ ЦЗН г. Челябинска отдел по Тракторозаводскому и Центральному районам 27 августа 2020 года, в связи с чем истец незаконно снята с регистрации в качестве безработного.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, также не установлены.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2021 года приостановлено исполнение решения Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2021 года до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения указанной кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции не усмотрел предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, оставив судебные постановления без изменения.
При таком положении следует отменить приостановление исполнения решения Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2021 года, принятое определением судьи от 08 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 07 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.