Дело Nа-516/2021
"адрес" 15.07.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционной жалобе Администрации "адрес" Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО7 к Администрации "адрес" Республики Крым о признании незаконным решения и заключения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Комиссии для подготовки заключения в отношении постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, о возможности признания таковой объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (Комиссия), оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N о выдаче ФИО7 заключения о невозможности признания постройки по адресу: "адрес" б/н объектом индивидуального жилищного строительства. Признать незаконным заключение Администрации "адрес" Республики Крым (Администрация "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ N о несоответствии самовольной постройки, возведенной ФИО7, условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и о невозможности признания таковой объектом индивидуального жилищного строительства. Обязать Администрацию "адрес" в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нем постройкой и выдаче заключения о возможности признания строения объектом индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований ФИО7 указал на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 90:15:060302:468, площадью 85 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес" б/н.
В 2013 административный истец завершил строительство жилого дома, общей площадью 146, 4 кв.м, основная часть которого расположена в границах земельного участка, принадлежащего ФИО7, а часть - на муниципальной земле.
В 2019 административный истец обратился в Администрацию "адрес" с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО7 и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка, Комиссией принято оспариваемое решение, оформленное протоколом N.
ФИО7 полагает, что решение Комиссии и заключение Администрации "адрес" являются необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем просил об удовлетворении административного иска.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен.
Суд признал незаконным решение Комиссии, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, о выдаче ФИО7 заключения о невозможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по адресу: "адрес" б/н, объектом индивидуального жилищного строительства.
Суд признал незаконным заключение Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N о несоответствии самовольной постройки, возведенной ФИО7, условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Суд обязал Администрацию "адрес" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО7 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нем постройки и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, оставлении в силе районного суда.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемыми решениями не нарушаются права ФИО7, поскольку отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка лишает его возможности реализовать свое право на оформление в установленном законом порядке постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены апелляционного определения.
В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ) Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ).
Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015), принятым в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N-ЗРК/2015, гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в "адрес"; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в "адрес" в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду (часть 2 статьи 22 Закона N- ЗРК/2015).
Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи (часть 3 статьи 22 вышеназванного Закона).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 22 Закона N- ЗРК/2015).
Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек. После ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет (часть 5 статьи 22 Закона N- ЗРК/2015).
Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости (часть 6 статьи 22 Закона N- ЗРК/2015).
Постановлением Совета министров Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (Порядок).
Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства (пункт 1 Порядка).
Пунктами 13, 14, 15 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения, выданного на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка, в случае отсутствия оснований для возврата заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка Комиссия принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом заключения. Решение комиссии оформляется в виде протокола.
На основании решения Комиссии уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 90:15:060302:468, площадью 85 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" б/н, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Вышеназванный земельный участок образован путем раздела земельного участка, площадью 1474 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", между ФИО5, ФИО6 и ФИО7
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела N заключено мировое соглашение об определении размера долей в праве собственности на земельный участок ФИО5, ФИО6, ФИО7, согласно которому административному истцу выделено - 6/100 доли земельного участка, площадью 85 кв.м.
В 2013 административный истец возвел на вышеуказанном земельном участке, площадью 85 кв.м. жилой дом, общей площадью 146, 4 кв.м, часть которого расположена на муниципальной земле.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Администрацию "адрес" с заявлением о предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ и выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписке из протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N по результатам рассмотрения заявления ФИО7 и проведения проверки на соответствие самовольной постройки вышеназванному Порядку, заявление административного истца и прилагаемые к нему документы подлежат возвращению для доработки и устранения замечаний.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией принято решение, оформленное протоколом N, о выдаче ФИО7 заключения о невозможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства.
Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что самовольно возведенная постройка не отвечает требованиям подпункта 3 пункта 15 Порядка, поскольку расположена на двух земельных участках, один из которых находится в частной собственности.
В заключении Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу также указано на несоответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя требования административного иска, районный суд указал на то, что принимая решение о невозможности признания постройки, возведенной ФИО7 самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального строительства, Комиссией не дана оценка тому обстоятельству, что вышеуказанная постройка располагается на земельном участке, принадлежащем административному истцу. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение Комиссии и заключение Администрации "адрес" являются незаконными.
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые решения уполномоченных органов вынесены в пределах их полномочий, в соответствии с действующим законодательством и не являются решениями, принятыми против законных прав и интересов административного истца, поскольку он как собственник данного земельного участка, при его использовании имел возможность действовать добросовестно и с должной осмотрительностью.
Судебная коллегия установила, что из схемы расположения образуемого земельного участка с изображением места расположения самовольной постройки следует, что часть образуемого земельного участка муниципальной собственности расположена фактически вокруг принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером90:15:060302:468(огибает с трех сторон постройки).
Самовольная постройка в основной своей части расположена на ранее уже образованном земельном участке с кадастровым номером 90:15:060302:468, принадлежащего на праве собственности ФИО7, незначительно выходя за его пределы на земельный участок муниципальной собственности, а именно ступенями к жилому дому и возможно фрагментом стены.
Кроме того, судебной коллегией приняла во внимание тот факт, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 90:15:060302:468, площадью 85 кв.м. образован путем раздела земельного участка, площадью 1474 кв.м, на который в 2017 ФИО7 зарегистрировал право собственности. Данный факт, по мнению апелляционного суда, свидетельствует о намеренном ухудшении условий исходного землепользования в целях последующего увеличения площади участка с использованием процедуры перераспределения за счет муниципальных земель.
Судебной коллегией также указано на то, что административный истец при наличии оспариваемых решений не лишен возможности защитить свои права иным путем.
С выводами судебной коллегии надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суждения административного истца не содержат ссылок на обстоятельства, свидетельствующие (с учетом вышеприведенного правового регулирования и фактических данных по делу) о возможности признания в административном порядке объектом индивидуального жилищного строительства самовольно возведенное ФИО7 строение и, как следствие, о незаконности оспариваемых решений муниципального органа.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, направлены на переоценку выводов судебной коллегии, что не может являться основанием для отмены постановленного апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.