Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Медведевой И.Г, действующей в интересах управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бутенко А.Е. об оспаривании действий налогового органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителей УФНС России по г. Севастополю по доверенности Горошко М.А, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бутенко А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий УФНС России по г. Севастополю, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ТСН "Ромашка" из реестра как фактически прекратившего свою деятельность.
Просил аннулировать в ЕГРЮЛ запись от 28 апреля 2020 года N 2209200276305, восстановив статус ТСН "Ромашка" как действующего юридического лица.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 апреля 2021 года решение суда перовой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной представителем УФНС России по г. Севастополю по доверенности Медведевой И.Г. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 4 августа 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя УФНС России по г. Севастополю по доверенности Горошко М.А, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 9 января 2020 года ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя принято решение о предстоящем исключении ТСН "Ромашка" из ЕГРЮЛ. Указанное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N (768) от 9 января 202/9495. В установленный срок на представление мотивированных заявлений, который истек 9 апреля 2020 года, соответствующее заявление подано не было и 28 апреля 2020 года ответчиком в ЕГРЮЛ внесена запись N 2209200276305 о государственной регистрации прекращения деятельности ТСН "Ромашка" в связи с исключением его из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Согласно справке от 23 декабря 2019 года N 56С-О, представленной МИФНС России N 1 по г. Севастополю, о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, последняя дата представления документов отчетности 22 октября 2018 года, ТСН "Ромашка" представило расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что ТСН "Ромашка" в установленные сроки бухгалтерскою отчетность за 2018 год, сведения о среднесписочной численности работников за 2018, налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, не предоставило. Ответчиком установлено наличие всех указанных законом признаков недействующего юридического лица, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ была соблюдена.
Однако апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
Истец осуществлял деятельность во исполнение своих уставных целей по представлению совместных интересов членов товарищества - заказывал, получал и оказывал услуги, что подтверждено представленными в материалы дела актами на выполненные работы, счетами на оплату энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно признаков недействующего юридического лица (фактически прекратившего свою деятельность), то есть в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения это юридическое лицо: 1) не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, 2) не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Согласно пункту 7 статьи 22 данного Федерального закона если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина" признано не противоречащей Конституции Российской Федерации взаимосвязь положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают возможность признания религиозной организации недействующей и исключения ее из ЕГРЮЛ только в судебном порядке и только в случае, если будет установлено фактическое прекращение данной религиозной организацией своей уставной деятельности.
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает право некоммерческой организации в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Таким образом, неосуществление ТСН "Ромашка" операций через счета в банках не свидетельствует о фактическом прекращении этим лицом своей деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и удовлетворении требований иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.