Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х, рассмотрела кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2021 года по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании бездействия, заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия (далее - Правительство), Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство), выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), расположенных в "адрес"; обязать Министерство принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников), расположенных в "адрес"; обязать Правительство привести биотермические ямы (скотомогильники) общей площадью 400 кв. м, расположенные в "адрес"; "адрес" - общей площадью 150 кв. м - примерно в 5 км на юг-запад от ориентира с "адрес", в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года N, обязать Правительство организовать мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных: "адрес", общей площадью 300 кв. м, "адрес"; "адрес", общей площадью 200 кв. м, примерно, в 1, 5 км на юго-восток от ориентира "адрес"; "адрес", общей площадью 100 кв. м, примерно в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 1, 5 км на северо-запад от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес".
Требования административного иска мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соответствия скотомогильников, расположенных на территории Яшалтинского района Республики Калмыкия, ветеринарно-санитарным правилам, а также соблюдения режима, установленного для санитарно-защитных зон. В ходе проверки установлено, что на территории Яшалтинского района имеется 8 бесхозных скотомогильников, которые не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарных правил, а именно: на многих скотомогильниках отсутствуют въездные ворота, ограждения, перекрытия с люком для сбора трупов животных, нет помещения для вскрытия трупов животных, и средств, необходимых для их дезинфекции. Указанные в совокупности нарушения являются потенциально опасными, создающими угрозу заражения грунта территории земель населённых пунктов заразными для людей и животных инфекциями, как следствие, возникновения чрезвычайной ситуации. Вопросы создания и содержания скотомогильников (биотермических ям) законом возложены на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможность нахождения указанных биотермических ям в собственности органов местного самоуправления законодательство, регулирующее общие принципы организации местного самоуправления, не предусматривает.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Правительства, Министерства, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), расположенных: в "адрес", общей площадью 300 кв. м, примерно, в 2.8 км на северо-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 400 кв. м, примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 150 кв. м, примерно, в 5 км на юг-запад от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 200 кв. м, примерно, в 1, 5 км на юго-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 100 кв. м, примерно в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира с "адрес"; в "адрес", примерно, в1, 5 км на северо-запад от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес".
На Министерство возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников), расположенных в "адрес", общей площадью 300 кв. м, примерно, в 2.8 км на северо-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 400 кв. м, примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 150 кв. м, примерно, в 5 км на юг-запад от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 200 кв. м, примерно, в 1, 5 км на юго-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 100 кв. м, примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 1, 5 км на северо-запад от ориентира с "адрес"; в "адрес", примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес", в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года N; организовать мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных: "адрес", общей площадью 300 кв. м, примерно, в 2.8 км на северо-восток от ориентира "адрес"; в "адрес" общей площадью 200 кв. м, примерно, в 1, 5 км на юго-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 100 кв. м, примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 1, 5 км на северо-запад от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес".
В удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении на Правительство Республики Калмыкия обязанности по принятию мер, направленных на организацию мероприятий по консервации биотермических ям (скотомогильников) и приведению биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года N отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2021 года решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 года отменено в части признания незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), и возложения на Министерство обязанностей: привести биотермические ямы (скотомогильники), расположенные: в "адрес", общей площадью 400 кв. м, примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес"; в "адрес", общей площадью 150 кв. м, примерно, в 5 км на юг-запад от ориентира "адрес", в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года N; организовать мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных: в "адрес", общей площадью 300 кв. м, примерно, в 2.8 км на северо-восток от ориентира "адрес"; "адрес", общей площадью 200 кв. м, примерно, в 1, 5 км на юго-восток от ориентира "адрес"; "адрес", общей площадью 100 кв. м, примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 2, 5 км на юг от ориентира "адрес"; в "адрес", примерно, в 1, 5 км на северо-запад от ориентира с "адрес"; в "адрес", примерно, в 3 км на северо-восток от ориентира "адрес", а также в части отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении на Правительство обязанности по принятию мер, направленных на организацию мероприятий по консервации биотермических ям (скотомогильников) и приведению биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года N
В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к Министерству.
На Правительство возложена обязанность организовать в соответствии с пунктом 6.9 (пп. 6.9.1 - 6.9.5) "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2017 года N 721/пр, мероприятия по консервации перечисленных биотермических ям (скотомогильников).
В остальной части решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 августа 2021 года, заявителем ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Так, заявитель считает неправомерными выводы суда о том, что факт нахождения спорных объектов в собственности Республики Калмыкия исчисляется с момента их создания, вместе с тем дата их создания судом не определялась. Кроме того, по мнению административного ответчика, консервация биометрических ям должна осуществляться непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия, а не Правительством Республики Калмыкия.
Определением судьи от 29 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителей Правительства по доверенности Манджиева С.Л, Минькеева О.Д, поддержавших доводы жалобы, прокурора Кириенко А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не исполняются обязанности в отношении объектов государственной собственности - биотермических ям (скотомогильников), чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Поскольку полномочия по осуществлению правомочий собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, возложены на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, указанный орган обязан провести мероприятия по постановке данного имущества на кадастровый учет, регистрации права собственности на объекты захоронения, по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и консервации. В удовлетворении требований о возложении на Правительство Республики Калмыкия обязанности по приведению двух биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и организации мер по консервации шести таких объектов отказал.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия согласилась с выводами районного суда о наличии бездействия административных ответчиков (Правительства и Министерства), которое, при отсутствии спора о праве, выразилось в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности Республики Калмыкия на биотермические ямы (скотомогильники), а также о возложении на Министерство обязанности принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников).
Вместе с тем судебная коллегия Верховного Суда Республики Калмыкия не согласилась с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия Министерства в части непринятия мер по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил всех спорных биотермических ям (скотомогильников) и возложение судом на Министерство обязанностей по приведению данных объектов (в "адрес") в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, а также по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", в условиях отсутствия специальных полномочий, возложенных на данный орган актом Правительства, и соответствующего бюджетного финансирования, как сделанные с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Из содержания кассационной жалобы Правительства следует, что заявитель выражает несогласие с выводами апелляционной инстанции в части возложения на заявителя кассационной жалобы обязанности по проведению мероприятий по консервации биометрических ям (скотомогильников) на территории Яшалтинского района Республики Калмыкия.
Рассмотрев материалы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом достоверно установлено, что сведений о дате ввода в эксплуатацию спорных скотомогильников материалы дела не содержат и сторонами не представлено, в том числе и заявителем кассационной жалобы.
Единственные документально подтвержденные данные о начале их фактической эксплуатации содержатся в подпункте "а" пункта 6 ветеринарно-санитарных карточек на данные объекты (строка "Первое захоронение биологических отходов"): "адрес" (2009 год), в "адрес" (1996 год), "адрес" (2008 год), "адрес" (1995 год), "адрес" (1995 год), "адрес" (2009 год), "адрес" (1998 год), "адрес" (1991 год).
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Как следует из материалов, специальные полномочия по организации надлежащей эксплуатации, а при необходимости - и по консервации скотомогильников (биотермических ям) соответствующим правовым актом какому-либо органу специальной компетенции исполнительной власти Республики Калмыкия с соответствующим целевым финансированием Правительством не переданы.
Довод кассационной жалобы о том, в силу пункта 4.8.1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 года N 220 "Об утверждении Положения об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия" именно Управлением ветеринарии Республики Калмыкия должна осуществляться консервация биометрических ям (скотомогильников) отклоняется, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений указанное Управление не обладало данной обязанностью.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанности по надлежащему содержанию и в необходимых случаях - по консервации спорных объектов, возложены на Правительство как высший орган исполнительной власти Республики Калмыкия.
Учитывая приведенные выше фактические обстоятельства дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Калмыкия правомерно пришла к выводу о возложении обязанности на Правительство организовать в соответствии с пунктом 6.9 (подпункты 6.9.1 - 6.9.5) "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2017 года N 721/пр, мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных "адрес".
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.