Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 4 мая 2021 года по административному исковому заявлению Куртнебиева С.Д. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Куртнебиев С.Д. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство) от 20 ноября 2019 года N о предоставлении Куртнебиеву С.Д. в собственность земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок), для ведения индивидуального жилищного строительства; возложении на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о передаче в собственность земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований административный истец указал, что сообщением Министерства от 20 ноября 2019 года Куртнебиеву С.Д. отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что у последнего в собственности находится земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 740 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", который включен в границы населенного пункта. Данный земельный участок предусматривает размещение жилой застройки, что препятствует в предоставлении земельного участка в собственность повторно. При этом данный земельный участок предоставлен административному истцу для ведения личного крестьянского хозяйства, а не для жилищного строительства. Указанное стало основанием для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года административный иск удовлетворен, признано незаконным и отменено решение Министерства от 20 ноября 2019 года N о предоставлении Куртнебиеву С.Д. в собственность спорного земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства; на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Куртнебиева С.Д. о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 740 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", - земли сельскохозяйственного назначения, на сегодняшний день не изменен, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении административному истцу спорного земельного участка у административного ответчика не имелось.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Веровного суда Республики Крым от 4 мая 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 августа 2021 года, Министерство ставит вопрос об отмене решения Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 4 мая 2021 года. Как указывает заявитель, основания, исключающие предоставление земельного участка Куртнебиеву С.Д, были выявлены при рассмотрении первичного обращения административного истца, отказ на которое последним не обжалован. Считает, что судами не учтены данные обстоятельства, а также дата принятия распоряжения главы Республики Крым от 5 ноября 2019 года N "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Определением судьи от 27 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Куртнебиев С.Д, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Симферопольского района Республики Крым, администрации Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав путем использования систем видео-конференц-связи представителя Министерства Тришкина Д.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Куртнебиева С.Д. по ордеру Рустемова К.Д, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 13 августа 2018 года Куртнебиев С.Д. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
26 июня 2019 года административному истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка бесплатно в собственность, поскольку данный участок в соответствии с генеральным планом Перовского сельского поселения Республики Крым, утвержденным решением 85 сессии Симферопольского районного совета 1 созыва от 6 декабря 2018 года N, включен в границы населенного пункта, и в соответствии с правилами землепользования и застройки, территория на который расположен данный объект недвижимости, предусматривает размещение жилой застройки. У Министерства отсутствуют основания для предоставления земельного участка в нарушение Порядка, поскольку имеет место несоответствие условиям статьи 5 Закона Республики Крым.
22 октября 2019 года Куртнебиев С.Д. повторно обратился в Министерство с заявлением, в котором просил повторно рассмотреть заявление о предоставлении указанного земельного участка бесплатно в собственность.
Сообщением административного ответчика от 20 ноября 2019 года Куртнебиеву С.Д. отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства, в связи с тем, что в отношении административного истца 21 сентября 2016 года осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 740 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". Данный земельный участок в соответствии с Генеральным планом Перовского сельского поселения Республики Крым, утвержденным решением 85 сессии Симферопольского районного совета 1 созыва от 6 декабря 2008 года N 1081, включен в границы населенного пункта, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки, территория, на которой расположен данный объект недвижимости, предусматривает размещение жилой застройки. С учетом изложенного у Министерства отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку имеет место несоответствие условиям статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015).
Считая данный отказ незаконным, административный истец обратился в суд.
Категории граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, предусмотрены статьей 4 Закона N 66-ЗРК/2015. В частности, право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют лица, подвергшиеся политическим репрессиям и подлежащие реабилитации либо пострадавшие от политических репрессий.
Условия предоставления земельных участков отдельным категориям граждан предусмотрены в статье 5 названного Закона. В частности, предоставление земельных участков гражданам, указанным в части 1 статьи 4 Закона N 66-ЗРК/2015, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов при соблюдении следующих условий: гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в соответствии с законодательством, а также не отчуждали соответствующий земельный участок.
Статьей 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что действие приведенной статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путём его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр). Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым. Предоставление указанным в данной статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьёй 6 данного Закона.
Основанием для постановки указанных в приведенной статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра. Право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 названной статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий: наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; наличие гражданства Российской Федерации; постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); гражданином, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года N 169 утвержден Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя".
Судом установлено, что основной причиной, послужившей отказом в предоставлении спорного земельного участка, явилось то обстоятельство, что административный истец имеет иной земельный участок, на котором возможно жилищное строительство.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что Министерством при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка Куртнебиеву С.Д. не учтено распоряжение главы Республики Крым от 5 ноября 2019 года N 562-рг "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", которым введен запрет на изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилую застройку.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащий на праве собственности Куртнебиеву С.Д, имеет вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Несмотря на то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом Перовского сельского поселения Республики Крым, утвержденным решением 85 сессии Симферопольского районного совета 1 созыва от 6 декабря 2008 года N, земельный участок включен в границы населенного пункта, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки, территория, на которой расположен данный объект недвижимости, предусматривает размещение жилой застройки, учитывая распоряжение главы Республики Крым от 5 ноября 2019 года N 562-рг, административный истец лишен права на изменение вида разрешенного использования данного земельного участка на вид использования, предусматривающий жилую застройку.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций о том, что административному истцу необоснованно было отказано в предоставлении спорного земельного участка.
Доводы кассационной жалобы о том, что основания, исключающие предоставление земельного участка Куртнебиеву С.Д, были выявлены при рассмотрении первичного обращения административного истца, выводы судом не опровергают, носят субъективный характер и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 4 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.