Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2021 года, которым отменено решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 21 октября 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области к Гуле А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области (далее - Инспекция) обратилась в Ольховский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Гули А.А. задолженность: по НДФЛ за полугодие 2019 года в размере 2418 рублей (по сроку уплаты 6 мая 2019 года), НДФЛ за полугодие 2019 года в размере 2564 рублей (по сроку уплаты 31 мая 2019 года), НДФЛ за полугодие 2019 года в размере 3016 рублей (по сроку уплаты 28 июня 2019 года), пени по НДФЛ за период с 29 июня по 1 августа 2019 года в размере 145 рублей 24 копеек, ЕНВД за 2 квартал 2019 года в размере 8377 рублей, пени по ЕНВД за 2 квартал 2019 года за период с 26 июля по 1 августа 2019 года в размере 14 рублей 38 копеек, ЕНВД за 2 квартал 2019 года в размере 9307 рублей, пени по ЕНВД за 2 квартал 2019 года за период с 26 июля по 1 августа 2019 года в размере 15 рублей 98 копеек, ЕНВД за 2 квартал 2019 года в размере 482 рублей, пени по ЕНВД за 2 квартал за период с 26 июля по 1 августа 2019 года в размере 4 рублей 26 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего начисления, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 6 месяцев 2019 года в размере 4432 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего начисления, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 6 месяцев 2019 года в размере 92 рублей 91 копейки, по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 6 месяцев 2019 года в размере 2520 рублей 16 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых
в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в общем размере 10 573 рублей 12 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 6 месяцев 2019 года в размере 159 рублей 60 копеек.
В обоснование административного иска Инспекция указала, что административный ответчик состоит на налоговом учёте в Инспекции и является плательщиком НДФЛ, ЕНВД, а также плательщиком страховых взносов. В установленный законом срок обязанность по уплате налогов и страховых взносов Гулей А.А. не исполнена, в связи с чем произведено начисление пени. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) явилось основанием для направления требования об оплате налога, срок исполнения которого истёк. 5 марта 2020 года судебный приказ, вынесенный мировым судьей, о взыскании задолженности отменен, поскольку от должника поступили возражения.
Решением Ольховского районного суда Волгоградской области от 21 октября 2020 года административный иск удовлетворен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств оплаты названной задолженности по налогам, страховым взносам и пени, следовательно, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2021 года решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 21 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 августа 2021 года, Инспекция ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2021 года и оставлении в силе решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 21 октября 2020 года. Считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о пропуске процессуального срок на обращение в суд с данным административным иском.
Определением судьи от 30 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы Гуля А.А. выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с указанным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктами 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 4 октября 2019 года Гуля А.А. был зарегистрирован в качестве ИП (глава КФХ), прекратил свою деятельность 4 октября 2019 года.
27 июля 2019 года административный ответчик предоставил налоговую декларацию 3-НДФЛ за полугодие 2019 года, согласно которой сумма налога от полученного дохода и подлежащая уплате в бюджет составила 3822 рублей (по сроку уплаты 6 мая 2019 года), 2564 рублей (по сроку уплаты 31 мая 2019 года), 3016 рублей (по сроку уплаты 28 июня 2019 года).
По сроку уплаты 6 мая 2019 года административным ответчиком частично произведена оплата, взыскиваемая сумма составила 2418 рублей.
Поскольку начисленный НДФЛ за полугодие 2019 года не оплачен в полном объеме, Инспекция произвела расчет пени на общую сумму 145 рублей 24 копейки.
В связи с неисполнением налоговых обязанностей административному ответчику направлены требования от 20 апреля 2019 года N, от 2 августа 2019 года N, от 21 августа N об уплате в заявленных суммах НДФЛ за первое полугодие 2019 года, ЕНДВ за 2 квартал 2019 года, пени, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование с требованием об уплате до 8 мая 2019 года, 19 августа 2019 года, 5 сентября 2019 года соответственно, в том числе задолженность по:
НДФЛ за полугодие 2019 года в размере 2418 рублей (по сроку уплаты 6 мая 2019 года), НДФЛ за полугодие 2019 года в размере 2564 рублей (по сроку уплаты 31 мая 2019 года), НДФЛ за полугодие 2019 года в размере 3016 рублей (по сроку уплаты 28 июня 2019 года), пени по НДФЛ за период с 29 июня 2019 года по 1 августа 2019 года в размере 145 рублей 24 копеек, ЕНВД за 2 квартал 2019 года в размере 8377 рублей, пени по ЕНВД за 2 квартал 2019 года за период с 26 июля 2019 года по 1 августа 2019 года в размере 14 рублей 38 копеек, ЕНВД за 2 квартал 2019 года в размере 9307 рублей, пени по ЕНВД за 2 квартал 2019 года за период с 26 июля 2019 года по 1 августа 2019 года в размере 15 рублей 98 копеек, ЕНВД за 2 квартал 2019 года в размере 482 рублей, пени по ЕНВД за 2 квартал за период с 26 июля 2019 года по 1 августа 2019 года в размере 4 рублей 26 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего начисления, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 6 месяцев 2019 года в размере 4432 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего начисления, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 6 месяцев 2019 года в размере 92 рублей 91 копейки, по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 6 месяцев 2019 года в размере 2520 рублей 16 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды,
начиная с 1 января 2017 года) в общем размере 10 573 рублей 12 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 6 месяцев 2019 года в размере 159 рублей 60 копеек.
Ввиду того, что административным ответчиком оплата произведена не была, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 18 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка N Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, однако от должника поступили возражения, и 5 марта 2020 года определением того же мирового судьи данный судебный приказ был отменен.
Отменяя решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 21 октября 2020 года, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда пришла к выводу о том, что судом первой инстанции не были учтены положения действующего законодательства, устанавливающие пресекательные сроки обращения налогового органа в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании недоимки подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено упомянутым Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
В соответствии с абзацем 2 пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в качестве уважительных причин пропуска процессуального срока могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение должником копии судебного приказа, в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия должника в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства, и другие.
Судом установлено, что судебный приказ от 18 февраля 2020 года о взыскании с Гули А.А. недоимки по налогам и страховым взносам был отменен определением мирового судьи судебного участка N Волгоградской области от 5 марта 2020 года.
Согласно сообщению мирового судьи судебного участка N Волгоградской области от 11 февраля 2021 года, приобщенного в суде апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства, указанное определение об отмене судебного приказа направлено налоговому органу почтовым отправлением с почтовым идентификатором "данные изъяты". По данным сайта с официального сайта Почты России данное отправление получено налоговым органом 16 марта 2020 года, то есть у административного истца было более 5 месяцев для обращения в суд с настоящим иском.
Между тем согласно штампу почтового отправления на конверте, только 9 сентября 2020 года налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска процессуального срока, суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о несоблюдении Инспекцией установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными по приведенным основаниям.
По существу, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2021 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 30 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.