Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гусяковой Ю.Н, действующей в интересах филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Аллахвердяна Б.К. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Аллахвердяна Б.К, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аллахвердян Б.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны России о признании незаконным решения от 25 мая 2020 года N 30 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания от 25 мая 2020 года.
Просил признать Аллахвердяна Б.К. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего находящегося в запасе и не обеспеченного жильем.
И обязать административного ответчика принять Аллахвердяна Б.К. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23 ноября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 10 марта 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение о признании незаконным оспариваемого решения и возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Аллахвердяна Б.К. повторно.
В кассационной жалобе, поданной представителем правопреемника административного ответчика ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России по доверенности Гусяковой Ю.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 20 сентября 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 8 декабря 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Аллахвердяна Б.К, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Аллахвердяном Б.К. заключен в 1995 году, а 1 июня 2017 года Аллахвердян Б.К. досрочно уволен с военной службы в связи с прекращением гражданства Российской Федерации. В приказе указано, что военнослужащий Аллахвердян Б.К. нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке не признан.
Приказом командира войсковой части 40491 (по строевой части) N 88 от 26 июня 2017 года Аллахвердян Б.К. 28 июня 2017 года исключен из списков личного состава войсковой части 75386.
Продолжительность военной службы Аллахвердяна Б.К. в календарном исчислении по состоянию на дату увольнения составила 22 года.
Аллахвердян Б.К. и члены его семьи по месту прохождения военной службы на основании договора найма служебного жилого помещения от 17 марта 2016 года N 966 были обеспечены служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"
Аллахвердян Б.К. обратился 18 марта 2020 года в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ФГКУ "Югрегионжилье" 14 апреля 2020 года приостановило рассмотрение заявления Аллахвердяна Б.К. на срок 30 дней, в связи с непредставлением всех документов, предусмотренных инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма. Указано о необходимости предоставления в ФГКУ "Югрегионжилье" копий следующих документов: всех страниц паспортов ФИО13 и ФИО14.; свидетельств о заключении (расторжении) брака; финансового лицевого счета (выписку из домовой книги) жилого помещения за последние пять лет до подачи заявления; копию финансового лицевого счета (выписку из домовой книги) жилого помещения по адресу: "адрес"; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи; справки с мест работы (учебы) заявителя и членов семьи; копии свидетельств о рождении, СНИЛС заявителя и членов семьи.
Аллахвердяном Б.К. 20 мая 2020 года представлены в ФГКУ "Югрегионжилье" документы, указанные в уведомлении, за исключением выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с места жительства военнослужащих и членов их семей за последние 5 лет до подачи заявления; сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Решением ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 25 мая 2020 года N 30 Аллахвердяну Б.К. и членам его семьи отказано в приятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование отказа сказано, что на дату подачи заявления, заявитель утратил статус военнослужащего, при этом по архивным данным ФГКУ "Югрегионжилье" заявитель в период прохождения военной службы на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в квартирных органах Минобороны России не состоял, учетное дело Аллахвердяна Б.К. в архив ФГКУ "Югрегионжилье" не поступало.
Также в оспариваемом решении административный ответчик указал, что заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктами "д", "и" пункта 1 вышеназванной Инструкции.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Аллахвердян Б.К, на момент обращения в ФГКУ "Югрегионжилье" с заявлением, военнослужащим уже не являлся, следовательно, не подлежал постановке на соответствующий учет. В период прохождения военной службы Аллахвердян Б.К. нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признавался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах Минобороны России не состоял. Соответствующее решение уполномоченного органа о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы и при его увольнении, не принималось. Также, районный суд согласился с доводом ответчика о непредоставлении Аллахвердяном Б.К. всех необходимых документов.
Апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
В соответствии с положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении, военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из системного анализа приведенных норм федерального закона следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по- избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
При увольнении Аллахвердяна Б.К. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли административный истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Согласно карточке учета жилой площади, предоставляемой военнослужащему, которая была приложена к заявлению от 18 марта 2020 года, Аллахвердян Б.К. в период прохождения военной службы в войсковой части N 63530 в Республике Армения протоколом от 1 июня 2009 года N 44 поставлен на учет нуждающихся в жилье с составом семьи из четверых человек, категория нуждающихся в жилье "безквартирный", ему предоставлена комната в общежитии "СПОРТ".
На момент увольнения с военной службы Аллахвердян Б.К. проживал в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", предоставленном на основании договора найма служебного жилья от 18 марта 2016 года.
Таким образом, на момент увольнения с военной службы Аллахвердян Б.К. был обеспечен только служебным жильем, вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, административным истцом не разрешался. Сам по себе факт увольнения истца с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В учетном деле Аллахвердяна Б.К. отсутствует, как копия вышеназванного протокола заседания жилищной комиссии от 1 июня 2009 года N 44, на основании которого он был поставлен на учет, так и копия его заявления на тот период.
При разрешении заявления Аллахвердяна Б.К. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вопросы, касающиеся оснований постановки его в 2009 году на учет, подлежали обязательному выяснению, однако рассмотрены не были.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 января 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.