Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Аджимуратовой Л. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Аджимуратовой Л. к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Аджимуратова Л. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от 4 декабря 2019 года в отношении Аджимуратовой Л. о невозможности предоставления земельного участка.
В обоснование административного иска Аджимуратова Л. указала, что она является представителем депортированного крымско-татарского народа, с 2006 года участвует в акциях на поляне протеста " "данные изъяты"" Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Российской Федерации. До 2014 года вопрос выделения земельных участков представителям крымско-татарского народа не был разрешен. Они самостоятельно распределили земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Многие участники протеста построили себе дома и проживают в них без водо-, газо-, электро- снабжения. По поручению главы Республики Крым составлен список граждан, рекомендуемых в дальнейшем к включению в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ). В марте 2020 года Аджимуратова Л. узнала об исключении ее из списка граждан, рекомендованных ответчиком к включению в реестр, формируемый Советом Министров Республики Крым. Однако в нарушение порядка административный ответчик не уведомил ее о принятом решении. Основанием для исключения ее из списка является то, что ее супруг ФИО1 имеет в наличии земельный участок, пригодный для строительства жилого дома. Заседание комиссии состоялось 4 декабря 2019 года, на которое ее не приглашали, в связи с чем не было учтено, что брак с ФИО1 на момент рассмотрения вопроса об исключении ее из реестра был расторгнут.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент включения в реестр супругу Аджимуратовой Л. принадлежал на праве собственности земельный участок на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от 18 января 2008 года, соответственно, у комиссии не было оснований для включения административного истца в список очередности граждан на получение в собственность земельного участка. Кроме того, суд указал на пропуск Аджимуратовой Л. срока обращения в суд с административным иском.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 марта 2021 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 августа 2021 года, Аджимуратова Л. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 марта 2021 года. По мнению заявителя, главным обстоятельством является факт того, что в отношении Аджимуратовой Л, ее супруга и несовершеннолетних детей не выносилось решение уполномоченных органов о предоставлении (передаче) земельного участка ФИО1 под ИЖС. Ссылается на ее ненадлежащее извещение судом, а также нарушение права ее представителя в судебном заседании, назначенном на 25 ноября 2020 года. Также указывает на позднее получение представителем заявителя ответа от 2 марта 2020 года N, в связи с чем считает срок на обращение в суд пропущенным по уважительной причине.
Определением судьи от 6 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно заявленных требований Совет министров Республики Крым выражает несогласие с доводами жалобы.
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Аджимуратова Л, представители Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым, администрации Молодежненского сельского поселения, администрации Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав путем использования систем видео-конференц-связи представителя Аджимуратовой Л. по доверенности Климашевского В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Совета министров Республики Крым Логинову Ю.Р, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, с 18 сентября 1997 года Аджимуратова Л. зарегистрирована по адресу: "адрес"
С 12 июля 1979 года по 15 октября 2019 года Аджимуратова Л. состояла в зарегистрированном браке с ФИО1
Административный истец является участником акции на поляне протеста " "данные изъяты"" Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с 2006 года, в связи с чем была включена в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что на момент включения Аджимуратовой Л. в реестр, ее супруг ФИО1 являлся собственником жилого дома площадью 162, 4 кв. м и земельного участка общей площадью 1681 кв. м, расположенных по адресу: "адрес", на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от 18 января 2008 года.
Решением Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, изложенном в протоколе от 4 декабря 2019 года, утвержден список граждан, у которых отсутствуют основания для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии с пунктом 3.4.7 постановления Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N, в том числе в отношении Аджимуратовой Л, как не выполнившей условия статьи 22.2 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 от 15 января 2015 года; пунктом 3.4 раздела 3 постановления Совета Министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N, по итогам исполнения пункта 4 распоряжения Главы Республики Крым ФИО2 от 18 июня 2014 года N (в редакции от 5 марта 2019 года N), а именно выявления в предоставленных документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в реестр.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
На основании статьи 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015), принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей, установленных данным Законом.
В силу преамбулы данного Закона им предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона, установлены статьей 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015.
Частью 1 статьи 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что действие указанной статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Основанием для постановки указанных в приведенной статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
Согласно статье 23 Закона N 66-ЗРК/2015 положения статьи 22.2 данного Закона действуют до 11 января 2023 года.
Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Закона N 6-ФКЗ (далее - Порядок) был утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года N 169 (утратил силу 1 января 2017 года в связи с истечением срока действия).
Пунктами 2.1, 3.1 Порядка установлено, что право на включение в Реестр имеют граждане (заявители), подавшие в срок до 15 апреля 2015 года в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым заявление о предоставлении занятого ими участка, при соблюдении совокупности следующих условий: наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; наличие гражданства Российской Федерации; постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; отсутствие у гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); гражданином, его супругой и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; отсутствие нарушения у гражданина норм земельного законодательства Российской Федерации в части самовольного занятия земельных участков или самовольного строительства либо добровольное устранение им правонарушений путем освобождения земельных участков, а при самовольном строительстве - путем сноса строений.
Согласно пункту 4.7 Порядка Госкомитет в течение 10 дней после включения гражданина в Реестр в целях постановки заявителя в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым выписку из Реестра с информацией о заявителе(ях).
В течение 10 дней после включения гражданина в Реестр выписка из Реестра с информацией о заявителе также выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление.
Выписка из Реестра является основанием для постановки заявителя уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (пункт 4.8 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.10.8 Порядка основаниями для принятия административным ответчиком решения об отказе во включении гражданина в Реестр является, в частности, наличие у гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 3.4.7 раздела 3 постановления Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 41 "Об утверждении Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности" решение об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается Комиссией в случаях: непредставления гражданами в Госкомитет документов, послуживших основанием для включения в Список, в течение тридцати календарных дней со дня получения ими письма - уведомления; представления гражданами в Госкомитет неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 данного Порядка; выявления в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; недостижения совершеннолетия лицом, включенным в Реестр, по состоянию на 18 марта 2014 года.
В силу пункта 3.4.9 указанного постановления решение Комиссии об отсутствии оснований для включения граждан в Список является основанием для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из списка.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что на момент обращения Аджимуратовой Л. с заявлением на включение в Список, супруг административного истца ФИО1 являлся собственником жилого дома и земельного участка на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от 18 января 2008 года. О данном факте Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым стало известно 24 октября 2019 года. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения Аджимуратовой Л. в список очередности граждан на получение в собственность земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. При этом суды указали, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.
Также судами сделан вывод о пропуске Аджимуратовой Л. процессуального срока на обращение в суд с данным административным иском, поскольку в обращении от 13 февраля 2020 года административный истец просила разъяснить причины отказа во включении в Реестр, а в заявлении от 25 марта 2020 года просила пересмотреть решение Комиссии от 4 декабря 2019 года. В судебном заседании 1 сентября 2020 года представитель административного истца пояснил, что об оспариваемом решении его доверительнице стало известно из ответа Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от 2 марта 2020 года.
Вместе с тем с настоящим административным исковым заявлением Аджимуратова Л. обратилась лишь 11 августа 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении Аджимуратовой Л, а также о нарушении права ее представителя на участие в судебном заседании 25 ноября 2020 года, судом апелляционной инстанции проверялись и признаны несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Так, в материалах дела имеется уведомление о вручении Аджимуратовой Л. судебной повестки на 25 ноября 2020 года по делу N, что подтверждается ее подписью (л.д.76).
Представителем Аджимуратовой Л. по доверенности Климашевским В.А. 16 ноября 2021 года было направлено в суд ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 25 ноября 2020 года, в связи с его участием в другом судебном заседании в назначенную дату.
Суд первой инстанции, разрешая ходатайство представителя административного истца, а также вопрос о возможности рассмотрения административного дела по существу, указал на надлежащее участие указанных лиц, возможность представления ими письменных пояснений по делу, а также принял во внимание процессуальные сроки рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах дынные доводы жалобы не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, носят субъективный характер и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аджимуратовой Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.