Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя СНТ "Родничок" Сорокиной С.А. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению СНТ "Родничок" об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи председателя СНТ "Родничек" Сорокиной С.А. и представителя товарищества адвоката Сварцевич А.А, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
председатель правления Садового некоммерческого товарищества "Родничок" Сорокина С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным, недействительным и подлежащим отмене постановления администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 9 октября 2020 года N 877 "О назначении публичных слушаний" по вопросу прохождения трассы объекта "Строительство автомобильной дороги в обход города Симферополя на участке Донское - Перевальное.
Просила признать недействительными публичные слушания, проведенные 9 ноября 2020 года по вопросу прохождения трассы в границах Добровского сельского поселения, проходящего вдоль земель Министерства обороны России (без их изъятия), далее пересекающего Ялтинскую трассу в с. Перевальное и проходящего вдоль реки Ангара с выходом на существующую дорогу за границами с. Перевальное, и их результаты.
Протокольным определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 ноября 2020 года исковые требования о признании недействительными публичных слушаний, проведенных 9 ноября 2020 года, выделены в отдельное производство.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной председателем СНТ "Родничок" Сорокиной С.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 31 августа 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 1 октября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения председателя СНТ "Родничек" Сорокиной С.А. и представителя товарищества адвоката Сварцевич А.А, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, по вопросу прохождения названного выше объекта на 9 ноября 2020 года назначено проведение публичных слушаний, о чем административным ответчиком 9 октября 2020 года принято постановление N 877. Согласно данному постановлению создана рабочая группа по подготовке и проведению публичных слушаний, утвержден состав рабочей группы. Также в постановлении имеется ссылка о том, что предложения и замечания по вопросам слушаний, заявки на участие в публичных слушаниях принимаются в срок до 6 ноября 2020 года в здании администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Постановление обнародовано в день его принятия посредством размещения на сайте Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в информационно-коммуникационной сети Интернет, на информационных стендах, а также в печатном издании 17 октября 2020 года.
Постановлением администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 5 ноября 2020 года N 990 внесены изменения в пункт 1 постановления "О назначении публичных слушаний" в части, касающейся адреса проведения публичных слушаний. Постановление опубликовано в день принятия на информационном стенде в здании Добровского сельского совета и на официальном сайте муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым N 54-ЗРК от 21 августа 2014 года "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирующей вопросы публичных слушаний, общественных обсуждений, установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
На публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 данной статьи 5.1 процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта (часть 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 20 февраля 2015 года N 85/15 утверждено положение "О публичных слушаниях в муниципальном образовании Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым". Настоящее положение определяет порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Добровское сельского поселение Симферопольского района Республики Крым.
В соответствии со статьей 3 положения публичные слушания могут проводиться по любым общественно значимым вопросам, проектам нормативных правовых актов, принимаемых в рамках полномочий органов местного самоуправления Добровского сельского поселения.
В обязательном порядке на публичные слушания выносятся: проект устава муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, а также проекты изменений устава, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; проект бюджета Добровского сельского поселения и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития Добровского сельского поселения; проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; проект генерального плана Добровского сельского поселения, проекты внесения изменений в генеральный план Добровского сельского поселения; вопросы о преобразовании Добровского сельского поселения. На публичные слушания могут быть вынесены любые проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения Добровского сельского поселения.
Решение (постановление) о назначении публичных слушаний по вопросам местного значения должно приниматься не позднее, чем за 7 дней до их проведения, с учетом предложения о проведения публичных слушаний и норм законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.
В решении о назначении публичных слушаний указываются: тема публичных слушаний (наименование проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания); инициатор проведения публичных слушаний; дата и время проведения публичных слушаний; место проведения публичных слушаний; сроки и место представления предложений и замечаний по вопросам, обсуждаемым на публичных слушаниях, заявок на участие в публичных слушаниях; вид обнародования и (или) опубликования проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания (части 6, 7 статьи 6 Положения).
Решение о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат обнародованию на официальном сайте Добровского сельского совета (ином сайте, определенном в акте о назначении публичных слушаний), а также могут быть опубликованы в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления для официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации либо обнародованы иным способом в соответствии с актом о назначении публичных слушаний.
Статьей 17 устава Добровского сельского совета предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения советом, главой поселения могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, совета, главы поселения.
Решение о проведении публичных слушаний с указанием времени и места их проведения и проект соответствующего муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний, если иной срок не предусмотрен действующим законодательством.
Результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятого решения, должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее чем через 5 дней после проведения публичных слушаний.
Оспариваемое постановление принято главой администрации Добровского сельского поселения в пределах его компетенции, обозначенной вышеприведенными нормативными правовыми актами.
Путем издания оспариваемого постановления, были реализованы общие, вытекающие из части 1 и 4 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия и назначены публичные слушания с целью выяснения мнения населения по рассматриваемому вопросу.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 декабря 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.